Психологические страхи у детей раннего возраста обусловлены недостаточной информированностью о внешнем мире. Они, как правило, вызываются при виде незнакомых предметов и обстановки, чужих людей и т.п. Такие страхи быстро проходят и не сказываются в дальнейшем на поведении ребенка.


Детские патологические страхи имеют выраженный и стойкий характер, их далеко не всегда можно логически объяснить. Они нарушают поведение детей, мешают общению и адекватной оценке окружающей действительности. Повышенную склонность к таким страхам имеют дети с неврозами, перенесшие врожденные и приобретенные заболевания мозга, родовую травму центральной нервной системы, асфиксию, страдающие эпилепсией.


Чаще всего у детей возникают навязчивые страхи (фобии). Например, боязнь темноты, грозы, одиночества, замкнутых помещений, высоты и т. п. В школьном возрасте может возникнуть боязнь школы, страх смерти, удушения. При бредовых страхах дети боятся обычных предметов или действий (например, мыться в ванной).


Страхи часто сопровождаются изменением поведения - излишней подозрительностью, могут сочетаться с бессонницей и другими нарушениями сна, галлюцинациями. Ночные страхи возникают во сне и сопровождаются плачем, двигательным возбуждением. Разбудить детей в этот период удается не всегда. Такие состояния продолжаются 5-20 минут, затем ребенок успокаивается. Утром он не помнит об этом. Подобные сны могут провоцироваться переутомлением, перенесенным накануне испугом (например, просмотром страшного фильма).


Лечение страхов заключается в первую очередь в устранении их причины. Они часто хорошо поддаются психотерапии.