Совет 1: Обучение ребенка раннему чтению по методике Зайцева

Сегодня вниманию родителей предлагаются различные методики раннего развития малышей. Те, кому интересны инновации в этой сфере, наверняка наслышаны о методе Николая Зайцева, который позволяет обучать ребенка в раннем возрасте не только чтению и математике, но и некоторым другим наукам.

«Учимся в игре» – это метод Николая Зайцева для занятий с маленькими детьми, начиная с 1,5 лет. Изучая эту методику, нет необходимости осваивать алфавит или некоторые отдельные буквы. Психологи выявили, что даже те дети, которые плохо говорят и не воспринимают буквы, начинали читать по слогам уже через 1,5-2 месяца. Благодаря эффективности такого обучения очень много дошкольных учреждений перешли на эту методику.

Когда Николай Зайцев проводил с детьми занятия длительное время, он пришел к выводу, что традиционное изучение алфавита для детей не только не всегда понятно, но и очень вредно. Многие родители и педагоги, конечно же, не согласятся, мотивируя это тем, что «мы же учили, почему наши дети не смогут?»

Дело в том, что раньше ребятишек учили буквам 2 года, но далеко не все дети могли бегло читать к третьему классу. Сначала ребят учат, что есть буква «А», а под ней картинка «Аист», и так все буквы. У ребенка в подсознании картинка с буквой складываются в одно целое. Поэтому он плохо понимает, как совмещать несколько картинок, чтобы получилось слово. У Зайцева нужно учить не буквы, слова, звуки, а слоги, которые состоят из гласной и согласной буквы.

Сначала Зайцев экспериментировал на карточках, потом придумал кубики. Почему именно их? Потому что для самых маленьких детей восприятие знаний идет через игру. С ними можно просто строить домик и говорить, какие это слоги, а ребенок, даже не зная ни одной буквы, на подсознательном уровне запоминает услышанное, и начинает через пару дней их читать. Только учить надо в ненавязчивой форме, и только тогда, когда у малыша хорошее настроение и есть желание узнавать что-то новое.

Кубиков в наборе 52, из них можно складывать практически все слова, знакомые малышу. В набор входят кубики разного размера. Маленькие кубики - это мягкие склады. Есть большие кубики с твердыми складами. Так же их можно различить по цветам и по материалу.  Есть в наборе  один белый кубик, отвечающий за знаки препинания.

Буквы на кубиках также имеют разные цвета, для того чтобы ребенок их быстрее различал. Такие кубики стоят недешево, но если мама потрудится, еще будучи в положении, то сможет сделать такую красоту и сама. Николай Зайцев утверждает, что если с ребенком хотя бы 2 раза в день заниматься по 15-20 минут, можно добиться больших результатов, и в 3-х летнем возрасте малыш уже будет бегло читать.

Совет 2: Карточки Домана и кубики Зайцева: что, зачем и почему

Заниматься с ребенком самостоятельно или отвести его в школу развития – выбор каждой мамы. Однако знать, как станут обучать вашего малыша по той или иной методике, все же стоит.

Считается, что мозг ребенка впитывает знания, как губка, что за первый год жизни мозг развивается примерно на 60%, а к трем годам – на 80%. Потому начиная обучение только с 7 лет (когда рост мозга уже заканчивается), мы упускаем самое восприимчивое к развитию время. Правда это или вымысел, но всем известно, что с малышами нужно «заниматься». А занятия должны происходить в легкой игровой форме.

Обучение раннему письму и чтению по методике «Кубики Зайцева»

Автор методики Николай Зайцев призывает отказаться от «искусственного деления речи» на буквы. Дети всегда произносят слоги, которые потом соединяют в слова. Методика основана на игре с кубиками, на гранях которых написаны склады (не слог, а склад – пара из согласного и гласного). Кубики звенят по-разному (металлический и деревянный звук), различаются по размерам и цвету. Все это помогает малышам запомнить разницу между главными и согласными, глухими и звонкими. Постепенно осваивая кубики, малыш и педагог поют песенки про каждый кубик, называя каждый склад и поворачивая кубик на ладошке. Также методика включает специальные таблицы и инструкции.

Детям с 2-3 лет методика помогает начать читать с первых занятий, малыши до 1 года – начинают говорить и читать одновременно, проще осваивают «правильную» речь. При желании можно предложить малышу 4-5 месяцев поиграть, как погремушкой, звенящим кубиком и попеть ему песенки про «склады».

Занимаясь по методике Зайцева ребенок сможет избежать глупых ошибок, таких как «жыраф» или «шына», не будет испытывать отторжение к чтению, т.к. обучение происходит через игру. Однако в первом же классе ему придется переучиваться, так как учитель будет требовать разобрать слово по составу, а не по складам; гласные буквы будут обозначены красными карточками, согласные – синими и т.д. (в методике другие обозначения). Выбор за вами.

Методика обучения чтению Глена Домана

Основная идея: чем интенсивнее нагрузка на мозг ребенка в первые годы жизни – тем более развит будет интеллект ребенка. Практически с рождения малышу и родителям предлагаются физические упражнения, стимулирующие двигательную активность. С 3-6 месяцев родители ежедневно показывают ребенку по 2-3 секунды карточки, обучающие счету, чтению и прочему.

Споры вокруг данной методики не утихают: изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему малыша; пассивность ребенка при обучении (он только получает информацию, чтобы потом воспроизвести) притупляет любознательность и снижает интерес к самостоятельному познанию мира. Также считается, что эта методика почти не оставляет времени на творческое, эстетическое, психологическое развитие; ребенок машинально запоминает слова с картинками, однако читать книги потом с неизвестными ему словами не сможет, а, возможно, и не захочет, т.к. в учебнике нет ярких иллюстраций ко всем словам. Противники данной методики уверены, что запоминая слова по картинкам ребенок формирует образ, ассоциирующийся с конкретной картинкой, потому в зоопарке малыш может не узнать живого тигра; малыши лучше запоминают через игру, а в методике им предстоит только наблюдать за карточками. Несмотря на все это, методика имеет право на жизнь и активно практикуется родителями разных стран.

В открытой продаже и в интернет источниках, таких как YouTube, есть видео с обучающими карточками Домана. В видео встроено несколько иным способом: ребенку показывают карточку, а затем рисунки этого понятия и видео про понятие, параллельно с которым девушка-ведущая поет песенку о демонстрируемом предмете.

Мы с дочкой периодически смотрим такие видео, чередуя их с мультфильмами. Она с радостью пляшет под песенки и хлопает в ладошки вместе с малышами из видео.

Какую бы методику или какие бы занятия с малышом вы ни выбирали, помните, что все должно быть в удовольствие. Каждый ребенок – индивидуален. Для каждого малыша по его личному ощущению времени достаточно той или иной протяженности занятия. Научитесь вместе с ребенком получать удовольствие от обучения. В конце концов, читать научатся в школе все, нет смысла гнаться за результатами «из под палки» или сравнивать успехи своего чада с детьми друзей и соседей.

Совет 3: Современные методики раннего развития детей

Каждый ребенок с рождения имеет огромный интеллектуальный потенциал. Ведущие специалисты в нейропсихологии считают, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше ему будет даваться усвоение новой информации в школе, университете и вообще жизни. По мнению большинства психологов и педагогов, дети в возрасте 3-4 лет учатся легче, чем 7-летние, на чем и основаны различные методики раннего развития детей.

Одаренными не рождаются, ими становятся


По мнению многих современных педагогов, большинство детей будет лучше использовать данный им природой потенциал, если обучение начинать во время роста человеческого мозга, то есть в раннем детстве. С этой целью многие известные педагоги разработали собственные, уникальные методики для раннего развития детей. Под многие из этих методик подведена серьезная научная база, и они успешно применяются на практике в различных странах. В то же время каждая из методик имеет как сторонников, так и противников и подвергается критике. Родителям, задумывающимся о раннем развитии своего ребенка, остается выбрать подходящую им методику. При этом важно помнить, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Возможно, эффективнее всего именно для вашего ребенка будет использовать некоторые наиболее удачные приемы из каждой методики.


Краткий обзор наиболее популярных методик раннего развития детей


1. Методика Глена Домана основана на развитии зрительных и физических способностей малыша с самого рождения. Для этого Доман предлагает использовать систему физических упражнений и подвижных игр. Стимуляция деятельности мозга достигается путем демонстрации детям карточек со словами и изображениями. Малыши, с которыми занимаются по методике Домана, лучше усваивают материал и во многом обгоняют в развитии не только сверстников, но и более старших детей.
Глен Доман считает, что наиболее эффективный возраст для обучения – до 7 лет, пока происходит рост мозга.



2. Методика Марии Монтессори одна из самых распространенных. В ней большое внимание уделяется развитию мелкой моторики малышей. При этом она основана на индивидуальных интересах и способностях ребенка. Во время свободных занятий ребенок выбирает сам, чем он будет заниматься, а задача преподавателя - помогать ему справиться с заданием. Также эта методика учитывает периоды развития ребенка от рождения до 6 лет, когда он более легко и естественно обучается определенным вещам. Главной задачей взрослых, по мнению Марии Монтессори, является научить ребенка концентрировать внимание на интересной для них работе.
Методика Монтессори – это не только раннее интеллектуальное развитие, но и развитие трудовых навыков и воспитание уважения к другим.



3. Методика Николая Зайцева известна различными дидактическими материалами, в особенности набором кубиков для обучения чтению. Пособия Зайцева основаны на природной потребности любого ребенка играть, поэтому обучение по этой методике предполагает раскованность обстановки, азарт и увлеченность малыша игрой. Таким образом, дети учатся читать, разбирать слова на отдельные слоги, считать, составлять предложения и писать.

Совет 4: Как без труда научить ребенка читать

Вы переживаете, что ваш малыш еще не читает? Не волнуйтесь. Если ребенок любит книги, рано или поздно он сам попросит вас познакомить его с буквами. В ваших силах привить ему эту любовь с самого детства, а потом просто поддержать естественную тягу малыша к знаниям и вырастить книголюба.
Вам понадобится
  • - азбука или букварь;
  • - кубики с буквами;
  • - карандаши, краски.
Инструкция
1
Чтобы без труда научить ребенка читать, важно сначала привить ему любовь к книгам. Сделайте так, чтобы они сопровождали кроху с самого раннего возраста. Пусть книжки всегда находятся в пределах досягаемости малыша. Хоть ребенок еще не все понимает, но он будет переворачивать страницы, рассматривать картинки. Читайте ему потешки, русские народные сказки, произведения известных детских писателей, стихи. Любовь к книгам закладывается именно в это время. Пусть чтение вслух в компании с домочадцами станет семейной традицией. Будьте примером для крохи: читайте сами.
2
Вы можете построить обучение на одной из современных развивающих методик, позволяющих делать это уже с младенчества. На карточках Глена Домана изображены предметы и их названия, которые маленькие дети запоминают благодаря хорошей зрительной памяти. Методика Николая Зайцева основана на обучении по складам, изображенным на кубиках. Из них малыш составляет слово, переходя постепенно от письма к чтению. Начинать заниматься можно уже с двух лет: складывать слова, петь попевки и алфавит. Пение – неотъемлемый принцип метода Зайцева.
3
Можно научить ребенка читать, используя любую методику, особенно если малыш к этому готов и сам хочет научиться. Как правило, активный интерес к буквам дети сами начинают проявлять с трех лет. Именно в это время обучить чтению проще, чем в более старшем возрасте. Рисуйте буквы карандашами и красками на бумаге, пальчиками на рассыпанной крупе или песке, лепите из пластилина. Попробуйте выкладывать их из бусинок, крупной мозаики, счетных палочек. Такие упражнения помогают малышу лучше запоминать алфавит. Приобретите азбуку или букварь с красивыми иллюстрациями, покажите ребенку, как образуются слоги, как могут дружить буквы между собой. Помните, что заниматься с трехлетками нужно понемногу – несколько раз в день по 5-7 минут. Главное, чтобы эти занятия были интересными и доставляли ребенку радость. И почаще хвалите малыша!
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500