К Рождеству в Италии готовятся очень тщательно, дома итальянцев накануне праздника буквально сияют чистотой. В рождественскую ночь жизнь на улицах итальянских городов как будто останавливается. Перестает функционировать даже общественный транспорт.

В каждом храме устанавливают небольшие рождественские ясли с маленькой фигуркой младенца Иисуса. Согласно традиции, каждая итальянская семья должна в полном составе присутствовать на праздничном богослужении. Однако в современной Италии количество верующих значительно уменьшилось, поэтому традицию соблюдают далеко не все.

Зато рождественский ужин проходит в каждой семье. На праздничный стол подают свиные ножки, жареные колбаски, разнообразные морские деликатесы. Традиционным рождественским блюдом является чечевица, которую в Италии считают символом удачи, богатства и процветания. Не обходится стол и без фаршированной индейки. На сладкое обязательно подают миланский пирог с изюмом, цукатами и сухофруктами, который носит название «Панеттоне».

Рождественские подарки вручаются утром 25 декабря. Дети верят, что их приносит Баббо Натале – итальянский Дед Мороз. Одним из самых любимых рождественских подарков является кукла Пиноккио – сказочный персонаж, ставший едва ли не национальным символом.

Одна из старинных рождественских традиций Италии – театрализованное представление-вертеп, которое разыгрывается в храме и посвящено рождению младенца Христа. Впрочем, подобные спектакли нередко разыгрываются в семейном кругу. При этом исполнителями центральных ролей могут быть как куклы, так и живые актеры, чаще всего – дети. Самый большой и красивый вертеп можно увидеть на площади перед Собором Святого Петра. Там же находится и главная рождественская елка страны.