Совет 1: Чем грозит падение рубля

Кризис в отношениях между Россией и рядом западных стран во главе с США, начавшийся из-за событий вокруг Украины, привел к серьезным последствиям. Наряду с дипломатическими демаршами, резкими взаимными обвинениями, начались экономические санкции как с одной, так и с другой стороны. В результате этих действий, а также из-за существенного снижения стоимости нефти, курс российской валюты по отношению к доллару США и Евро заметно ослабел. Чем грозит России падение рубля?

За время, прошедшее с момента распада СССР, Россия тесно интегрировалась в мировую экономику. Она продает за рубеж многие виды сырья, а также готовую продукцию (например, зерно, минеральные удобрения, оружие, двигатели для ракет). Одновременно Россия импортирует значительное количество продовольствия, компьютерную технику, программное обеспечение для ПК, станки, лекарства, берет в лизинг (эксплуатацию с рассрочкой платежа) самолеты и т.д. Поэтому падение рубля автоматически приводит  к тому, что необходимо либо тратить больше средств на оплату вышеперечисленных позиций, либо сокращать закупку импорта.  Кроме того, более «слабый» рубль приводит к удорожанию импортной продукции. В любом случае это негативно влияет на уровень жизни россиян.

Многие миллионы наших соотечественников привыкли путешествовать по миру, отдыхать на зарубежных курортах, знакомиться с природными и историческими достопримечательностями разных стран. Стоимость заграничных туров оплачивается в рублях, по курсу валют.  К тому же необходимо приобрести еще какое-то количество валюты, чтобы непосредственно на месте отдыха оплачивать питание, экскурсии, развлечения, сувениры и т.д. А чем выше курс заграничной валюты по отношению к рублю, тем большую сумму приходится для этого тратить. Следовательно, падение рубля приводит к тому, что зарубежные вояжи становятся менее доступными для граждан России.

Наконец, падение рубля приводит к негативному психологическому воздействию на многих людей, внушает им неуверенность в завтрашнем дне, раздражительность, недоверие к политике, проводимой руководством страны. Особенно если учесть, что некоторым россиянам хорошо памятны нужда и лишения в «безумные 90-е», а также кризис 2008 г., когда также резко упал рубль и выросли цены на продовольственные и промышленные товары, коммунальные услуги.

Совет 2: Прогнозы рубля на ближайшее будущее

Возникшая девальвация рубля в 2014 году удерживается Центробанком. Лишь в октябре он потратил примерно 1 млн долларов на поддержку курса. Если валютные резервы страны начнут и дальше сокращаться аналогичными темпами, их не хватит даже на год: согласно официальным данным, их объем на сегодня составляет около 465 млрд. долларов.

Использование денежных средств резерва в больших масштабах уже происходило в этом году, в марте. День получил название "черный понедельник". Рост кризиса на Украине привел к необходимости выхода на рынок с интервенциями в сумме примерно 11 млрд. долларов США.

Существенно осложняет прогноз курса национальной денежной валюты на конец 2014 года заявление регулятора о переводе к свободно плавающему курсу. Сделанное почти сразу после "черного понедельника" оно давало возможность думать, что ЦБ перестанет поддерживать российский рубль. Следовательно, он получает возможность как падать, так и расти по мере достижения дна.

Немного позже Президент РФ Владимир Путин сказал, что анонсированное свободное плавание курса совсем не означает, что регулятор не станет искать различные меры для поддержки рубля. Значит, о полном отказе от валютных интервенций говорить не следует. Кроме того, на устойчивость рубля Центробанк может потратить столько, сколько понадобится.

Причины падения рубля

Российские финансисты утверждают, что девальвация является процессом, сильно связанным с динамикой цен на нефть. В определенной степени так оно и есть. Но здесь также следует обратить внимание на санкции, которые ввел Запад против рубля: он не только ограничил доступ российских компаний на рынок капитала, но также поспособствовал интенсификации процесса оттока денег из страны.

Значение Центробанка в золотовалютном резерве

Эксперты считают, что потребность ЦБ РФ в использовании золотовалютных резервов им не грозит. Основная задача, которую ищет регулятор — не столь поддержка, сколько сглаживание сильных колебаний. Это означает, что ведомство не только продает валюту, но и покупает ее.

Проводимые валютные интервенции на сегодняшний день несильны. Поэтому они не приведут к сильному истощению ЗВР России. Благодаря ним россияне не увидят резких отрицательных колебаний курса рубля. Допустить резкую девальвацию в данных условиях было бы не только неуместно, но и чересчур опасно для российских предприятий.

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500