Русский крестьянин не мыслил своей жизни без хлеба. Именно поэтому в неурожайные годы голод начинался, несмотря на обилие мясной пищи. Хлеб выпекали в основном из ржаной муки. Белый пшеничный калач подавался лишь к праздничному столу. Если случался неурожай, в муку добавляли лебеду, крапиву, отруби и древесную кору. Такой хлеб довольно сильно горчил, зато спасал крестьянскую семью от голодной смерти.

В благополучные, изобильные годы из муки пекли множество разных блюд. На праздничный стол подавались пироги, блины, пряники и оладьи. При этом блины в старину делались не из пшеничной или ржаной, а из гречишной муки. Они получались пышными, рыхлыми и имели характерный кисловатый привкус.

Ни один праздничный стол на Руси не обходился без пирогов. Не зря само слово «пирог» произошло от корня «пир». Пироги выпекались из разных видов теста, были самых разных форм и размеров. Среди многообразия начинок присутствовали мясо и рыба, творог и яйца, фрукты и овощи, грибы и ягоды.

На праздничный стол непременно подавались и пряники. В отличие от пирогов, у них не было начинки, зато в тесто добавлялись мед и пряности. Зачастую пряники делали фигурными: в форме птицы, зверя или рыбы. Изготавливались и шарообразные пряники. Именно таким пряником был всем известный Колобок из русской народной сказки.

Большой популярностью пользовалась на Руси и каша. Она была доступной и в то же время очень сытной едой. При этом кашей называли не только привычное блюдо из крупы, но и любую похлебку из измельченных продуктов, в т.ч. рыбы, овощей и гороха.

Еще одной исконно русской едой являются щи. Правда, в старину щами называли практически все похлебки, а не только суп с капустой, как сейчас. Традиционные русские щи варили на мясном бульоне со свежей или кислой капустой. Весной их могли заправлять молодой крапивой или щавелем. Интересно, что русские путешественники, отправляясь зимой в далекий путь, брали с собой кадушку замороженных щей, которые затем разогревали, останавливаясь на постоялых дворах.

Любимым русским напитком был квас. К тому же его нередко использовали для приготовления недорогих блюд. Среди них – окрошка, ботвинья, свекольник и тюря. Ботвинья готовилась из кваса и отварной свекольной ботвы. Тюря представляла собой кусочки хлеба, залитые квасом, и порой являлась основной едой в семьях бедняков.