В большинстве случаев стуки возникают в зоне соприкосновения деталей при повышенном зазоре между ними. При нормальной их смазке и охлаждении зазор должен быть превышен вдвое против нормальной величины, чтобы возник стук. И чем больше этот зазор, тем сильнее слышен стук.

Очевидно, что стук возникает при ударе одной детали о другую. Это означает повышенные нагрузки на эти детали в местах их соударения, а следовательно – повышенный износ и разрушение ударяющихся поверхностей. Поэтому удары с течением времени имеют тенденцию усиливаться до тех пор, пока все это не приведет к поломке.


Скорость развития этого процесса зависит от конструкции, материала и технологии производства деталей, нагрузок на них, смазки и охлаждения. Например, стуки в газораспределительном механизме могут длиться многие тысячи километров, прежде чем приведут к поломке. А стуки в кривошипно-шатунном механизме способны вывести его и строя за пару сотен или десятков километров.

Чаще всего такие стуки наблюдаются в двигателях с большими пробегами и значительными износами деталей. То есть основная причина – естественный износ в результате длительной эксплуатации.

Кроме того, удары могут возникать и при нормальных зазорах между деталями, не имеющими признаков износа. Это возникает при чрезмерных нагрузках, перекосе и заедании деталей, снижении вязкости масла. В этом случае стук пропадает при устранении причин, если ударяющиеся детали не успели получить повреждений.

Стук в результате перекоса деталей возникает из-за человеческого фактора. Например, прогиб шатуна из-за гидроудара после форсирования лужи или установленная механиком бракованная деталь. Использование деталей с неправильными геометрическими размерами всегда приводит к повышенной нагрузке на них. Этому сопутствует нарушение ее температурного режима работы и ухудшение смазки. Все это приводит к быстрому износу, увеличению зазоров и появлению стука.

И последняя, самая нетрадиционная причина – стук при соприкосновении несопряженных деталей. Возникает только при сильной деформации одной из них. К примеру, гидравлический удар в цилиндре вызывает снижение длины шатуна, вследствие чего поршень начинает касаться противовесов коленчатого вала в нижней мертвой точке. Случается, что края прокладки головки свисают в цилиндр, а поршни выступают вверх над плоскостью блока. Редко, но случается неправильная установка фаз, когда клапаны при работе задевают поршни.

В любом случае появление стука в двигателе сигнализирует о необходимости его скорейшей диагностики. Объем ремонтных работ зависит не только от его природы, но и от быстроты начавшегося ремонта и от правильности установленного диагноза.