Я не исключение, и вполне естественно, что меня интересует, как будут одеваться люди через двадцать, тридцать, сто лет, как изменится моя профессия. Самые смелые предсказатели — писатели-фантасты. Поэтому посмотрим, как представляют это себе они.

Я не случайно отобрал именно эти три отрывка. Ибо в огромной массе научно-фантастической литературы различаются три направления в подходе к одежде будущего. Одни, подобно Лему, пытаются изобрести нечто новое и совершенно отличное как по виду, так и по технологии создания. Другие, как Ефремов, возвращаются к идеалам прошлого. Его Веда Конг одета во вкусе расцвета критской культуры. Третьи (я имею в виду Ларионову) пытаются сочетать, казалось бы, несочетаемое, хотя, кто знает, может быть, их путь как раз ближе к истине. Трудно представить, что человечество откажется от своего культурного наследия. Хотя подобные экзотические наряды едва ли будут носиться каждый день.

Обратимся к прогнозам ученых. Американские специалисты считают, что в относительно недалеком будущем человечество оденется в такую одежду, на которую не будут влиять ни погодные условия, ни даже нехватка сырья. Они утверждают, что мода завтрашнего дня целиком будет основана на искусственных волокнах.

В самом деле, со времени появления в 1938 году нейлона было создано немало синтетических материалов, из которых шьется дешевая и практичная одежда. В будущем появятся новые материалы, которые будут отличаться неизвестными доселе свойствами. Например, терморегулирующие ткани, в которых летом будет прохладно, а зимой тепло. Это также материалы-хамелеоны, меняющие цвет в зависимости от освещения. Предрекают появление плавких материалов, которые не нужно будет сшивать. Удобство созданного из них костюма несомненно: он будет куда прочнее и проще в изготовлении, нежели его предшественники. Но венцом поисков в этом направлении американские химики называют «вечные» ткани. Они совместят в себе «лед» и «пламень», прочность нержавеющей стали и красоту естественных материалов, будут огнеупорными, немнущимися, водонепроницаемыми, жироотталкивающими, незагрязняющимися и вообще не поддающимися износу.

Что будет шиться из этих «вечных» тканей? Естественно, сейчас трудно ответить на этот вопрос, но так хочется надеяться, что мода в отличие от тканей «вечной» не станет и столь же спокойно «переварит» их, как «переварила» в свое время нейлоны, дакроны и кримплены. Нет, она, конечно, не откажется от них, но отведет подобающее им место в гардеробе человека будущего.

Иногда же предположения и предсказания прорицателей и кассандр в области моды принимают совершенно невообразимую, с нашей точки зрения, форму. Они, например, соединяют одежду будущего с… мебелью, помещая на спине нечто вроде надувного стула. Таким же образом можно будет, по их мнению, оборудовать костюм комбинацией стула и стола или даже матрацем. Для жарких дней они предлагают одежду с микроклиматом, в которой будут поддерживаться нужные температура и влажность. Еще один всплеск фантазии — «костюм-пузырь» из двухслойного винила. При надувании он принимает форму шара, в котором человек может запросто катиться по своим делам. Если же ему надоест уличный шум, он может надеть специальный шлем с видеослуховым устройством и полностью отключиться от окружающей суеты…

Естественно, новые ткани, новые модели требуют совершенно иной технологии. Существенным образом изменится весь процесс производства одежды. Это тоже не  ускользнуло  из  поля  зрения  писателей-фантастов.

Еще в конце XIX века один из основоположников этого жанра литературы, Герберт Уэллс, в романе «Когда спящий проснется» попытался представить, как это будет происходить в будущем. Герой его произведения — Грэхэм, подобно Рип ван-Виклю, проспал два столетия и очутился в XXI веке. И вот сцена, в которой Грэхэма одевают по моде нового времени.

Во что же одел своего героя Герберт Уэллс? К сожалению, об этом в романе говорится очень немногое.

Сейчас, когда мы находимся почти на самом пороге XXI века, становятся все более очевидными недостатки этого прогноза. Вполне естественно, что Уэллс, который родился и вырос в эпоху индивидуального пошива, во время написания романа еще не мог представить, какое большое будущее ожидает массовое производство одежды. Конечно, портные останутся, так же как не потеряет своего смысла профессия художника-модельера. Но, как мне видится, поиск должен идти, отталкиваясь прежде всего от личности самого человека, который сможет комбинировать свой костюм, придавая ему индивидуальный характер, используя различные элементы фабричного производства.

Мы говорим «будущее», сами часто не замечая того, как оно постепенно становится нашим сегодняшним днем. Современное производство все больше и больше основывается на четко разработанных научных методах. В распоряжение швейников поступают не только новейшие машины и средства автоматизации, но и электронно-вычислительные устройства. Они становятся таким же естественным инструментом работы при создании одежды, как были несколько десятков лет назад портновские ножницы и угольные утюги.

Как будет развиваться мода в будущем? Нет, я не берусь предсказывать, какие она примет формы через триста, двести, сто лет. Ход ее развития трудно предугадать даже на ближайшее десятилетие, ибо слишком многие непредугадываемые факторы оказывают на нее влияние. Слишком резкие зигзаги и повороты делает она на своем пути.

Я не сторонник беспочвенных фантазий.

Пожалуй, сейчас определенно можно сказать только одно: мода будущего должна обрести качество, которого очень не хватает поставленной на поток современной одежде.

Мода будущего должна сделать людей светлее, добрее, помочь раскрыть творческое начало каждого, обогатив мир торжеством индивидуальности, торжеством гармонии развитой личности.