Нечистая сила еще до рождения похищает проклятое детище из материнской утробы и уносит за тридевять земель к злым колдунам. Они-то и обучают кикимору недоброму колдовству. С виду кикимора совсем крошечная, голова с наперсточек, а туловище не толще соломинки. Но видит она далеко, бегает быстро.

Незаметно пробирается кикимора в крестьянскую избу и селится там за печкой. Считается, что она выбирает помещение, под которым был зарыт труп ребенка, повешенный или неотпетый покойник. Может кикимора жестоко подшутить над людьми, появившись на их пути в облике брошенного или потерявшегося ребенка. Подобранная и пригретая, она убегает, насмеявшись над своими спасителями.

Присутствие в доме кикиморы нетрудно угадать по оставляемым ею мокрым следам. По ночам она выходит, чтобы проказничать с веретенами, прялкой или вязаньем. Берет кикимора бабье рукоделье и садится в углу возле самой печи. Когда прядет, все время подпрыгивает на месте, только и слышно, как свистит на всю избу веретено. При этом людям от ее работы – один только вред. Она путает нитки, комкает кудель, а потом снова прячется за печку и стучит там коклюшками, пугая маленьких детей.

Если кому-то привидится кикимора, сидящая с прялкой на передней лавке, жди в доме покойника. А уж если она кого-то невзлюбит, то своими причудами выживет всех из избы, начав все бросать, швырять и перестанавливать с места на место. Не лучше будет, если ей вздумается поселиться в курятнике. Там она всем курам перья повыщиплет. Чтобы прогнать ее оттуда, нужно повесить у входа в курятник так называемого «курячьего бога» - камень с природным сквозным отверстием.

Чтобы кикимора ушла из избы, можно все перемыть настойкой горького корня папоротника. Кикимора его очень любит и, в благодарность за угождение, может оставить людей в покое.