Сейчас такого нет, зато появились новые понятия, такие как «моббинг» и «боссинг» — травля сотрудника коллективом или начальством. Цель этих действий, на первый взгляд, выглядит примитивно: тот, кто травит, добивается увольнения сотрудника. Однако не все так просто, и если вы стали жертвой травли, то важно спокойно разобраться в ситуации, чтобы не попадать в нее снова и снова.

Рассмотрим со стороны ситуацию, когда одни становятся жертвами, а другие — загонщиками. В чем причина такого конфликта? Их может быть несколько:

  • Если сотрудник слишком выделяется на общем фоне коллектива: при поиске виноватого взгляд босса, как правило, падает на первого попавшегося, и если женщина выглядит ярко и оригинально, то жертвой обвинения непременно станет она. Слишком яркий или необычный цвет волос, смелые наряды или излишние украшения — все может стать причиной.
  • Желание противопоставить себя коллективу, особенно нежелание участвовать в общих делах или подготовке к корпоративу, участию в конкурсах. Это задевает коллег, если все они хотят принять участие в мероприятиях.
  • Откровенное заискивание перед начальством или попытки завести роман с боссом. Это никому не понравится.
  • Непризнание авторитета неофициального лидера коллектива и попытки принизить его. Общее мнение в этом случае восстанет против вас.
  • Нежелание брать на себя дополнительные обязанности, в то время как у всех они есть.
  • Поведение типичной «жертвы»: заискивание перед коллегами, нежелание отвечать на критику и даже на открытые оскорбления. Это провоцирует дальнейшую травлю.

Со стороны коллег это выглядит, конечно, неприглядно, однако разобраться в причинах, побуждающих людей заниматься моббингом, весьма полезно. Ведь понимание ситуации — это 50% гарантии, что из нее можно выйти победителем. Итак, что побуждает коллектив к травле сотрудника:

  • Беспокойство, что рядом находится кто-то необычный, не такой как все, с непривычными манерами и непонятными взглядами. Коллегам не хочется напрягаться и понимать, почему человек не такой, как они. Проще удалить этот фактор раздражения и жить привычно.
  • Элементарная зависть. Если вновь пришедший достиг профессиональных успехов, заслужил хорошее отношение начальника или еще чего-то достиг очень быстро, то зависть вполне может возникнуть: стереотип, что чем дольше работает сотрудник, тем он заслуженнее, еще жив, хотя это не всегда верно.
  • Попытка защититься в профессиональном плане (страх, что более успешного сотрудника поставят на его место, даже если вы не претендуете на него. Это неосознанный страх, поэтому с ним бороться очень сложно).
  • Просто желание развлечься. При этом одни считают, что унижать коллег очень весело, а другие как бы испытывают «на слабо» — выдержит или нет. И в том, и в другом случае поведение коллег недостойно, но они не понимают этого.
  • Попытка самоутвердиться за счет коллеги, подтвердить значимость своей работы и себя лично. Это, к сожалению, нередкое явление в нашей жизни.
  • Поиск жертвы, на которой можно срывать плохое настроение и на ком можно выместить разочарование от своих неудач, как личных, так и профессиональных.

Как найти выход из этой ситуации? Как правило, осознание причин моббинга или боссинга уже дает пищу к размышлению и наводит на способы выхода из конфликта. Здесь можно применить весьма эффективно действующий прием «неотождествления», когда человек смотрит на себя со стороны: нужно представить, что не вы, а кто-то другой подвергся травле в коллективе и дать ему совет, как преодолеть это. То есть не отождествлять себя с этим человеком, а дать ему совет как постороннему. В любом случае стоит учесть, что очень часто причиной конфликта бывает элементарное непонимание.

Если этот прием не поможет, попробуйте следующее: учтите причины травли и постарайтесь нивелировать их:

  • откажитесь от слишком яркой внешности;
  • последите за речью — часто бывает, что какие-то высказывания воспринимаются коллегами как неадекватные;
  • попытайтесь подружиться, купив тортик и пригласив коллег на чай в честь первой зарплаты или по другому поводу;
  • откровенно поговорите с лидером коллектива и расскажите, что ваши намерения по отношению к коллегам самые доброжелательные и искренние;
  • просите помощи у коллег в тех вопросах, где вы не очень ориентируетесь — это повысит их имидж в собственных глазах, и они почувствуют себя вашими покровителями, а не врагами;
  • возьмите на себя какую-нибудь обязанность типа поливки цветов или проветривания помещения - это несложно, но часто коллеги забывают об этом.

Если эти способы вам не подходят, можно попытаться ответить силой на силу:

  • поставить на место зарвавшегося коллегу или неуравновешенного босса - сказать, что вам понятны причины такого хамского поведения;
  • отметить границы своего рабочего пространства и своих обязанностей, чтобы не навешивали лишнего и потом не придирались;
  • найти в себе те «крючочки», за которые могут зацепиться недоброжелательные коллеги (то, на что вы обижаетесь), и попытаться убрать их;
  • усвоить способы борьбы со стрессом с помощью дыхания, медитации и других приемов - это нужно для того, чтобы быстро успокоиться, если не удалось на что-то отреагировать спокойно, иначе рабочий день будет испорчен;
  • понять, что если на все реагировать спокойно (спокойствие должно быть внутри), то очень скоро от вас отстанут.

Если и это не помогает — подумайте, нужна ли вам эта работа? Возможно, гораздо проще будет найти другую, с более доброжелательным коллективом? Тогда начните поиски другой работы и спокойно живите дальше, но уже с более богатым опытом общения с коллегами.