В соответствии с данным нормативным актом организации, которые осуществляют операции с денежными средствами (в том числе и НПФ), обязаны выполнять следующие меры по противодействию легализации доходов:

  • идентифицировать будущего клиента перед заключением договора с ним (например, в отношении физического лица нужно получить информации о его ФИО, дате рождения, гражданстве, паспортных данных, ИНН);
  • ежегодно обновлять информацию о каждом из своих клиентов, а если возникли сомнения в отношении достоверности ранее полученных данных, то обновить информацию необходимо в течение 7 рабочих дней;
  • в течение 3 рабочих дней с момента совершения операции сообщать в Росфинмониторинг сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю;
  • не позднее 1 рабочего дня с момента размещения информации в сети Интернет блокировать денежные средства, принадлежащие лицу, которое включено в перечень «экстремистов» и сообщить об этом в Росфинмониторинг;
  • 1 раз в 3 месяца проверять своих клиентов на их причастность к «экстремизму» и сообщать о результатах проверки в уполномоченный орган;
  • по запросу уполномоченного органа предоставлять информацию об операциях клиентов. 

Вместе с тем, многие представители негосударственного пенсионного сектора говорят о том, что применение закона № 115-ФЗ в настоящей редакции в отношении НПФ несколько затруднительно. Основное затруднение у представителей НПФ вызвала обязанность ежегодно обновлять информацию о своих клиентах. Ведь клиенты НПФ в основе своей не имеют желание ежегодно являться туда для предоставления информации, а заинтересовать или каким-то образом принудить их к этому, как в случае с клиентами кредитных организаций, практически невозможно.

Ежегодное направление писем с просьбой предоставить обновленную информацию всем клиентам (у некоторых НПФ их количество исчисляется миллионами) может стать слишком затратным. А результат от такой рассылки может быть практически нулевым. Вот и получается, что такая обязанность для НПФ окажется всего лишь весьма затратной формальностью.

Также представители НПФ жаловались на требования закона об обязательном проведении идентификации клиентов только сотрудниками организации без привлечения агентов. Ведь малая сеть НПФ не позволяет им работать в таком режиме. И многие НПФ при привлечении клиентов как раз пользовались услугами агентов. Проанализировав указанные доводы, уполномоченный орган – Росфинмониторинг пообещал несколько смягчить требования закона в отношении НПФ. Например, уже с августа 2014 года управляющим компаниям НПФ позволено привлекать кредитные организации для идентификации своих клиентов.