В старину крестьяне перед молотьбой сушили снопы в специальной постройке, носившей название овин. Считалось, что у каждого овина есть свой хозяин – овинник. Днем и ночью сидит он в самом дальнем углу подлаза. Его глаза сверкают, словно угли, а сам он напоминает огромного кота – черный, лохматый, с головы до ног перепачканный сажей. Суждено ему стеречь свой овин, следить, чтобы огонь не разгорался больше, чем нужно, чтобы не случилось пожара.

Овинник следил за укладкой снопов, временем и сроками, когда нужно затопить овин. Кроме того, он запрещал топить овин на большие праздники. Нарушившего этот строгий запрет овинник мог так пихнуть в бок, что тот едва собирал дыхание. В гневе овинник мог и вовсе пожечь свой овин. Ублажить его было довольно трудно, разве что принести к овину петуха и горячие пироги. Петуху у входа отрубали голову и окропляли его кровью все углы, а пирог оставляли в подлазе.

Соседом и другом овинника является банник – злой дух, хозяин бани. Он живет за каменкой или под полком, на котором парятся. Обычно банник невидим, но его движение в куче веников можно услышать ночью. В тех случаях, когда банник предстает перед людьми, его облик вызывает немалый испуг. Это черный лохматый человек огромного роста, с длинными волосами, железными руками и когтями, которыми он может запарить неосторожного человека до смерти.

Сам банник моется обычно после всех людей, как правило, разделяющихся на 3 очереди, поэтому четвертого пара все боятся. Кроме банника, в это время моются овинники, лешие и русалки.

Чтобы добиться расположения банника, нужно оставить ему кусок ржаного хлеба, посыпанный крупной солью. А чтобы навсегда отбить у него охоту к вредительству, при строительстве новой бани ему приносили в жертву черную курицу. Кроме того, лучше оставить для банника немного воды в кадушке, а рядом с ней веник и кусочек мыла. Банник непременно оценит проявленную заботу.