Совет 1: Как происходит социализация личности

В процессе всей своей жизни человек усваивает определённый набор социальных ролей, который неразрывно связан с усвоением моральных и нравственных норм. Процесс усвоения индивидами правил поведения, социальных ролей, духовных ценностей - это и есть социализация.

1. Социализация личности невозможна вне постоянных связей с другими людьми

Межчеловеческие контакты особенно важны в детском возрасте. Если же ребенок по каким-то причинам ограничен в общении со своими сверстниками, то это может нанести негативный отпечаток на процесс его психологического развития. Кроме того, большую роль в социализации детей имеет игра, которая способствует пониманию мира взрослых людей и формированию первых представлений о социальных нормах.

2. Правильная социализация возможна лишь в благоприятной среде

Бывает так, что моменты для развития личности неблагоприятны. Это семейные ситуации, которые мешают наиболее полному совершенствованию ребенка, недостаток общения, одиночество. Впечатления от этих событий тяжело сказываются на всей последующей жизни человека.

3. В процессе социализации огромную роль играет учеба

Главные социализаторы человека в современном обществе - это школы, университеты, творческие и интеллектуальные коллективы. Через систему учебных занятий молодые поколения получают накопленные обществом знания, социальные нормы и ценности. Все это дает ребенку возможность ориентироваться в основных видах деятельности.

4. Влияние СМИ на социализацию личности

Современные дети и подростки проводят перед экранами телевизоров и компьютеров довольно большое количество времени. Воздействие СМИ на сознание людей крайне высокое. Со страниц журналов и газет нас призывают, убеждают, уговаривают. За всем этим стоят интересы определенных лиц, поэтому на сегодняшний день СМИ являются не только носителем информации, но и средством манипулирования.

5. Социальная адаптация как результат успешной социализации

Большенство людей стремятся вписаться в определеную социальную среду. Это стремление зиждется на понимании и постяжении ценностей того или иного социального окружения. Показателями адаптации служат успешное осуществление человеком социальных ролей, психологическое состояние и социальный статус. По мере образования все новых и новых стандартов поведения человек становится более ориентированным в общественной среде.   

Совет 2: Почему социализация носит двусторонний характер

Социализация личности – это процесс его взаимодействия с обществом, в ходе которого индивид усваивает социальный опыт. У человека формируется система ценностей, знания, нормы поведения, что позволяет ему реализовывать свои цели, успешно взаимодействовать с другими людьми и в свою очередь влиять на общество.

Двусторонний характер социализации

Обычно под социализацией понимают процесс вхождения человека в общество, усвоение социального опыта и формирование личных ценностных ориентиров через взаимодействие с другими людьми. С этой стороны социализация важна для человека, потому что помогает ему ощутить себя полноценной личностью, открыть в себе потенциал к полезной деятельности, уяснить собственные цели и интересы и в конечном итоге чувствовать себя в обществе комфортно.

Вторая сторона социализации – воспроизводство индивидом социального опыта, которое происходит из-за активной социальной деятельности. Усвоенные знания и умения не остаются всего лишь «багажом», они передаются следующим поколениям социализирующихся индивидов. С этой позиции социализация полезна для общества – благодаря ей оно развивается, получая все больше новых активных членов.

Основные этапы социализации

Социализация человека развивается в несколько этапов. Первичная социализация происходит еще в детстве, когда главным источником социального опыта для ребенка является семья. Именно семейные ценности усваиваются в первую очередь, именно благодаря семье индивид постепенно входит в другие социальные общности. Вторичная социализация происходит в течение всей остальной жизни человека и накладывается на результаты первичной.

Благодаря вторичной социализации индивид начинает считать себя частью какой-либо социальной группы: религиозной, политической, профессиональной и т.д. Даже если человек говорит о себе: «Я люблю смотреть футбол», «Я люблю ходить в баню с друзьями», «Я играю в онлайн-игры» - это тоже указывает на его успешную социализацию в различных общественных группах (в данном случае, в группах по интересам).

Социальный опыт как правило полезен для человека и имеет практическую ценность, но может и тяготить его. Тогда происходит ресоциализация – замена старых установок и ценностей на новые. Главное в этом процессе - чтобы человек знал, на какие новые ценности ориентироваться, иначе ресоциализация пойдет не лучшим путем, что повлечет за собой различные нарушения (правовые и социальные) со стороны индивида. Последним этапом является десоциализация. Этот процесс протекает с момента завершения трудовой деятельности (выхода на пенсию) до конца жизни индивида. Его круг общения резко сужается, и взаимодействие с другими членами общества становится проблематичным.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500