У всех гномов широкие плечи, большие головы, грубоватые черты лица и длинные бороды самого разного цвета – рыжего, черного, белого или коричневого. Чем старше и мудрее гном, тем длиннее и пышнее его борода.

Гномы занимаются добычей руды, золота, серебра и драгоценных камней, а потому они очень богаты. Будучи искусными мастерами, они создают красивейшие ювелирные украшения, дорогую посуду и другие волшебные вещи.

Встречаются среди них и искусные кузнецы, занимающиеся изготовлением топоров, молотов, секир и боевых доспехов. В числе гномов есть и талантливые инженеры и изобретатели, способные придумать хитроумные механизмы и волшебные зеркала. За сокровищами гномов охотятся драконы, с которыми этот маленький народец постоянно враждует.

Гномы наделены большой физической силой и живут очень долгую жизнь. Они отличаются скрытностью, коварством и выносливостью. У большинства гномов обидчивый и вздорный характер. Кроме того, они склонны к озорным проделкам и розыгрышам. Гномы очень любознательны и любят путешествовать по разным странам, разведывая новые месторождения руды, драгоценных камней и металлов.

Женщин-гномов совсем немного. Они довольно полные, пышногрудые и широкобедрые. Их основным занятием является воспитание детей и ведение домашнего хозяйства.

Существуют также и садовые гномы, обитающие в садах и лесах. Они заботливо ухаживают за деревьями, цветами и травами. Недаром фигурки садовых гномиков являются одним из самых популярных элементов садово-паркового дизайна.

Интересно, что в 2008 году во Франции один пожилой господин был обвинен в краже 170 садовых гномиков. Он объяснил это тем, что хотел отпустить их на волю. После этого случая был даже создан Фонд защиты садовых гномов. Его активисты крадут фигурки гномов из садов, а затем уносят в лес, где и дарят им свободу.