Совет 1: Почему медведь зимой лапу сосет

«Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет», - говорится в русской пословице. Выражение «сосать лапу» давно стало устойчивым и означает жить впроголодь. Бытует мнение, что медведь во время зимней спячки сосет лапу. Но так ли это?
О том что медведь зимой лапу сосет, слышали все. Считается, это помогает ему пережить отсутствие корма зимой, так как в лапе много жира. Этой версии много веков. Но уровень современной техники позволяет проникнуть в берлогу и «подсмотреть» за поведением медведей в период зимней спячки. Зоологи уверены: медведи лапу не сосут. У ученых есть свое объяснение этой занятной выдумки. Спят медведи, поджав задние лапы, а передними прикрывая морду. Это могло ввести в заблуждение охотников, которые находили спящих медведей в такой позе. Кроме того, лапы медведей покрывают очень толстые слои кожи. Во время спячки под старым слоем огрубевшей кожи растет новый. И чтобы унять зуд, медведи обгрызают отслоившуюся корку. Когда весной косолапые выбираются из берлоги, подошвы их лап покрывают лохмотья кожи. Во время спячки медведь находится практически без движения. Температура его тела варьируется от 29 до 34 градусов, дыхание бывает прерывистым, с задержкой до 4 минут. Вся жизнедеятельность организма замедляется, что позволяет очень медленно и рационально использовать накопленные за период обильных кормов запасы жира.Сосут лапу медвежата, выращенные в неволе. Медвежата рождаются зимой, и единственный источник питания и тепла им обеспечивает мама-медведица. Соски у медведиц располагаются не вдоль линии живота, как у большинства животных, а в паху и подмышками. Медвежонок постоянно держит в пасти сосок и всю зиму проводит на теплой материнской шкуре. Медвежат в неволе выкармливают из сосок. Чтобы как-то компенсировать отсутствие мамы-медведицы, они начинают между кормежками сосать лапу. В зоопсихологии это называется поведенческой патологией. Сегодня почти не осталось тайн животного мира. И как показали наблюдения и исследования медведей, они не сосут зимой лапу от голода. Возможно, лижут или грызут, но происходит это по другой причине.

Совет 2: Почему медведь сосет лапу

Один из наиболее известных представителей животного мира России - это бурый медведь. Мало кто из обычных людей видел его в живой природе, но, тем не менее, информация о его повадках достаточно широко распространена через популярную литературу и телепередачи. И один из вопросов, который может возникнуть у человека, интересующегося поведением медведей - это почему они сосут лапы?

Поведение медведя, как и любого другого животного, определяется прежде всего его средой обитания. В частности, бурый медведь живет в достаточно суровом континентальном и резко континентальном климате, что создает для него проблемы в нахождении питания зимой. Поэтому со временем природа создала механизм, помогающий медведю пережить голодное время - это зимняя спячка. Осенью дикое животное накапливает подкожный жир с помощью усиленного питания, а затем находит подходящее место для спячки.

Спячку нельзя приравнять к обыкновенному сну. В это время медведь находится в своего рода полудреме. И как раз к этому периоду народная молва относит так называемое «сосание лапы». Объясняется этот феномен тем, что медведь якобы высасывает из нее питательные вещества.

Современные ученые опровергли подобные взгляды. Тем не менее, слухи о том, что медведь зимой сосет лапу, имеют под собой реальное основание. Дело в том, что в холодное время года у этого типа животных происходит своего рода «линька» - верхний слой кожи на подошвах лап отмирает, чтобы замениться новым. Это причиняет медведю неудобство, из-за чего он облизывает лапы - это помогает уменьшить зуд и избавиться от ороговевших участков кожи. Этот процесс охотники прежних времен могли принять за сосание лапы.

На самом деле, мнение о том, что медведь сосет лапу, можно опровергнуть и без научных наблюдений, просто подключив здравый смысл. Ведь животное не может таким образом обеспечить себе питание.

Тем не менее, сосать лапу могут совсем маленькие медвежата, у которых еще сохранились подобные рефлексы. Они делают это во сне. Как и человеческие младенцы, медвежата таким образом успокаивают себя. В ряде случаев, например, если медведя выкармливают люди, таким образом он возмещает недостаток контакта с матерью-медведицей.

Видео по теме
Источники:
  • Медведь бурый (ursus arctos)
  • почему медведь сосет лапу
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500