Что такое антонимы?

Термин «антонимы» греческого происхождения и переводится как «противоимя».

Антонимы — слова с противоположным значением, выражающие его с помощью парадигматических связей.

Антонимы — это очень интересное явление языка, т.к. в сознании человека хранятся в виде антонимической пары.

Несмотря на то что антонимы противопоставлены друг другу всем своим содержанием, их смысловая структура является в высшей степени однородной. Как правило, антонимы различаются одним дифференциальным признаком.

Например, пара антонимов «веселый — грустный» имеет общие семантические признаки (качество, настроение) и только один дифференциальный (положительное и отрицательное настроение).

Благодаря однородности смысловой структуры антонимы имеют почти полностью совпадающую сочетаемость.

Виды антонимов

Выделяют 2 вида антонимов:

1) разнокорневые и однокорневые.

Однокорневые антонимы обычно образуют бесприставочное и приставочное слова. Примеры: друг — недруг; плохо — неплохо; войти — выйти; подойти — отойти.

Разнокорневые антонимы полностью отличаются по своему вешнему виду. Примеры: черствый — свежий; жизнь — смерть.

2) градуальные, неградуальные и векторные антонимы.

Градуальные антонимы выражают противоположность, которая предполагает существование между двумя крайними точками промежуточных ступеней. Примеры: гениальный — талантливый — одаренный — средних способностей — посредственный — бездарный; умный — способный — толковый — неглупый — средних способностей — неумный — ограниченный — бестолковый — глупый.

Неградуальные антонимы называют понятия, между которыми нет и не может быть промежуточной степени. Примеры: истинный — ложный; живой — мертвый; свободно — занято; женатый — холостой.

Векторный антонимы обозначают противоположную направленность действий, признаков, качеств и свойств. Примеры: забывать — вспоминать; увеличивать — уменьшать; сторонник — противник.