Иллюстрация к

«Панчатантра» (в переводе с санскрита «Пятикнижие») носит назидательный характер, но советы, как себя вести, подкрепляются конкретными примерами, облеченными в формы новелл, притч и басен. Например, басня о змее, которая прячется в норе из страха попасть в руки заклинателя змей. Совет в виде метафоры - не вытаскивать на свет свои скрытые темные мысли и гадкие поступки, приобретает черты наивного реализма. Другой пример в форме стихотворного назидания рекомендует избегать одновременно людей глупых и коварных:

Совета глупцу не давай:

его разъярит твой подсказ.

Змею молоком не пои:

лишь яда пополнишь запас.

История создания

История возникновения «Панчатантры» пока остается загадкой. Ученые не сходятся во мнении по вопросам, где и кем было написано это литературное произведение. Некоторые, в частности Вячеслав Всеволодович Иванов (лингвист и семиотик, 1924-2005 гг.) утверждает, что «Панчатантра» создавалась во времена расцвета Древней Индии, когда правила династия Гупта в период с 350 по 450 гг. н.э. Ученый считает, что авторство принадлежит брахману вишнуитского толка Вишнушарману. Вишнушарман – это псевдоним брахмана, составившего сборник. Игорь Дмитриевич Серебряков (индолог, санскритолог, 1917-1998 гг.) считает, что «Панчатантра» в том виде, в котором мы сегодня ее читаем, написана в 1199 г. джайниским монахом Пурнабхадрой. Книга написана на санскрите.

В одиннадцатом веке «Панчатантра» начала своё путешествие по миру. Сначала она была переведена на сирийский язык, затем на греческий, с него на итальянский. В двенадцатом веке с арабского на еврейский и персидский, с него в тринадцатом веке на латынь.

Один из оригинальных текстов хранится в Мумбаи в музее принца Уэльского. 

Экземпляр оригинальной книги, хранящийся в музее принца Уэльского

Мудрые советы

Современный текст «Панчатантры» насчитывает более 1100 стихотворных вставок.

Советы можно найти на все случаи жизни. Например, на вопрос: «Стоит ли обманывать близких людей?» книга отвечает просто и изящно:

С другом, с женою, с отцом-стариком

правдой своей не делись целиком.

Не прибегая к обману и лжи,

каждому все, что уместно, скажи.

Об опасности столкнуться с недружественными людьми «Панчатантра» предупреждает следующими строками:

Где не встают навстречу нам,

где нет приветственных речей –

не появляйся ты и сам

и не води туда друзей!

Древний сборник мудрости учит ценить и беречь друзей. Этому посвящена целая басня о мыши, вороне, олене и черепахе, а также четверостишие:

Лишь тот, кто в силах страсти обуздать,

кто помнит лишь добро, забывши зло,

готов за друга жизнь свою отдать,

когда и вправду горе подошло.

Если перед человеком встает дилемма отвечать или нет на нападки недоброжелателей, можно воспользоваться одним из десятков советов по этому поводу:

Где надо прибегнуть к сраженью –

не след замиряться… Водицей

не прыскают, до пропотенья,

на тех, кто горит в огневице.

«Панчатантра» рекомендует занимать активную жизненную позицию, чтобы добиться успеха:

Задуманного человек добьется

отвагой и борьбой неукротимой.

И то, что на земле судьбой зовется,

в душе людской заложено незримо.

Поскольку «Панчатантра» была написана в первую очередь для детей правителей с целью научить их править разумно, то и современным российским политикам не лишним было бы держать у себя на столе сборник мудрых советов, проверенных временем. Вот что, к примеру, говорит книга о тех, кем не стоит себя окружать руководителю:

Когда советники на взятки не польстятся,

разумны, преданы, стране своей верны, –

владыке незачем тогда врагов бояться:

он победитель даже без войны!

Уникальность «Панчатантры» состоит ещё и в том, что она не оторвана от жизни, а рождена самой жизнью и народом Индии, его наблюдениями за поведением людей и животных, его творчеством. Эта книга воспевает здравый смысл, и поэтому она остается современной, полезной и актуальной.