Чем характерна Венская классика



Венская классика является направлением европейской музыки второй половины XVIII и первой четверти XIX веков. Это направление характеризуется наличием аккомпанемента, сквозных тем, а также работой над формой и темой. Венский классицизм от остальных направлений классической музыки отличается логичностью, универсальностью и ясностью художественного мышления и формы. Сочинения гармонично сочетают в себе комические и трагические нотки, естественность звучания и точный расчет, интеллектуальную и эмоциональную тематику.


В музыке венских классиков ярко выражена динамика, которая в полной мере отражается в сонатной форме, что и объясняет симфонизм многих сочинений этого жанра. Именно с этим направлением - с симфонизмом и связано развитие основных инструментальных жанров эпохи венской классики: камерного ансамбля, концерта, симфонии и сонаты. В это же время произошло окончательное формирование четырех-частного сонатно-симфонического цикла. Разработанная венской школой классики система форм, жанров и правил гармонии действует до сих пор.

Расцвет венского классицизма выпал на эпоху развития симфонического оркестра, его определением с функциональностью оркестровых групп и стабильного состава. Образовались основные типы классических камерных ансамблей: струнный квартет, фортепианное трио и так далее. Из сольного инструментала наиболее сильно выделилась фортепианная музыка.

Венские классики



Впервые термин «венские классики» был упомянут в 1834 году австрийским музыковедом Рафаэлем Георгом Кизеветтером по отношению к Гайдну и Моцарту, чуть позже другими авторами в этот список был добавлен и Бетховен. Венские классики считаются представителями Первой Венской школы.

Каждый из трех мастеров венской классики внес свою лепту в развитие музыки этого направления. Бетховен, как и Гайдн, предпочел инструментальную музыку, но если Бетховен тяготел к героике, то Гайдн – к народно-жанровым образам.

Более универсальный Моцарт в равной степени проявил себя как в инструментальных, так и в оперных жанрах, но отдавал предпочтение лирике. Оперные сочинения Моцарта помогли в развитии различных направлений этого жанра: лирической, музыкальной драмы, социально-обличительной комедии и философской оперы-сказки.

Трех разных композиторов объединяет превосходное владение приемами композиции и умением создавать разнообразную музыку: от полифонии эпохи барокко до народных песен. Вена же в то время была столицей музыкальной культуры, центральной площадкой ее развития.