Сравнением называется троп, в котором в тексте присутствуют основание сопоставление и образ сопоставления, порой может быть указан признак. Так, в примере «Божье имя как большая птица» (О.Э. Мандельштам) Божье имя (основание сопоставления) сравнивается с птицей (образ сопоставления). Признак, по которому происходит сравнение, - это крылатость.

Литературоведы выделяют несколько разновидностей сравнений.

Виды сравнений

1. Сравнение, выраженное при помощи сравнительных союзов как, как будто, словно, точно, вроде и других.

Например Б.Л. Пастернак использует в стихотворении следующее сравнение: «Поцелуй был как лето».

2. Сравнение, выраженное при помощи имен прилагательных в сравнительной степени. В такие обороты можно добавить слова кажется, видится, похож и другие.

Например: «Девичьи лица ярче роз» (А.С. Пушкин).

3. Сравнение, для которых используется творительный падеж. Например: «Раненым зверем мороз дерет» (Н.Н. Асеев).

4. Сравнение, выраженное винительным падежом без предлога. Например: «Гостиная была отделана дорогими, под красное золото, обоями».

5. Сравнение, выраженное описательным бессоюзным оборотом. Например: «Кошмары ночи так далеки, что пыльный хищник на припеке - шалун и больше ничего» (И.Ф. Анненский).

6. Также существуют отрицательные сравнения. Например: «Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие: то за трапезой сидит во златом венце, сидит грозный царь Иван Васильевич» (М.Ю. Лермонтов).