Общие сведенья об эрудиции



Эрудит – это человек, имеющий необъятные знания во многих научных областях. Само слово «эрудит» происходит от существительного «эрудиция». Следует также различать эрудита и гелертера. Гелертер обладает широкими, но неглубокими знаниями. Эрудит черпает информацию из собственных опытов или прямых источников, в то время как гелертер обходится лишь поверхностными теоретическими знаниями.

К эрудиции стремились еще во времена Древней Греции. Люди спешили истребить свою грубость и необразованность во всем. Большую популярность всесторонняя развитость приобрела во времена Ренессанса. Именно в этот период появилось выражение «Человек эпохи Возрождения». Оно обозначает человека – мастера во множестве самых разных профессий.


Однако, существуют противники эрудиции, которые объясняют свою неприязнь тем, что именно эрудиты являются самыми большими невеждами, так как невозможно быть компетентными в пяти или десяти областях одновременно. Чем больше наук они постигают, тем пуще погружаются в заблуждение.

Эрудит способен вникать в суть изучаемого предмета. Вопреки тому, что он имеет навыки из разных областей, он умеет концентрировать внимание на чем-то конкретном в данный момент и самое главное – обретать полное понимание.

Не все ученые являются эрудитами. Например, нематология – наука об изучении низших червей Нематода, является разделом гельминтологии, но нематологи имеют теоретические знания и опыт работы только в своей узкой специальности. Ученый-эрудит же имеет познания и практику во всех разделах гельминтологии. То же самое касается и образованности. Получая профессию, человек приобретает образование, однако приобретенное знание касается только его специальности. Эрудит имеет образованность, выходящую далеко за пределом его профессии.

Банальная эрудиция и мозаичная культура



В конце прошлого века появилось выражение «С точки зрения банальной эрудиции…». Оно не имеет никакой связи с эрудицией и эрудированными людьми. Приведенное выражение означает нечто, что известно широким слоям населения и не требует обладания обширными и глубокими знаниями. Выражение используется теми, кто хочет показаться умным, студентами, не знающим толком ответа на экзаменационный вопрос, и прочими.

Современные школы обеспечивают всестороннее образование. Однако наблюдается феномен мозаичной культуры. С одной стороны, приобретаемое знание является фундаментальными, с другой – знания эти поверхностные. В итоге человек распыляет свое внимание на все сразу и не может сосредоточиться на чем-то одном. Также причиной возникновения мозаичной культуры стали телевидение и интернет.