Инструкция
1
Театр возник из игрищ, посвященных древним языческим божествам, впоследствии обретшим человеческие черты и имена: Деметра, Кора, Дионис. У этих богов было много различных обязанностей: в частности, следить за хорошим урожаем винограда, чтобы потом появилось прекрасное вино и это событие можно было бы отпраздновать на Великих Дионисиях так, как умели и любили это делать древние греки - прославляя того, кто им в этом помог. Именно в один из таких празднеств в 534 году до н.э. и родился Театр, который за многие тысячелетия трансформировался, пройдя долгий путь от огромных масок, котурн, бездекорационной сцены до искусства театральной машинерии и артиста-личности. Но суть театра остается почти неизменной.
2
Позже искусство представления затянуло греков в свои сети настолько, что им уже стали не нужны подогревающие настроение веселящие напитки. Для того чтобы наслаждаться историями и сопереживать героям во время представлений, устроенных первыми драматургами – одними из самых уважаемых людей в демократическом полисе - им хватало лишь небольших запасов снеди, которую они поглощали в перерывах представлений. Более того, поскольку комедии несколько столетий были не в чести у древних греков и не считались высоким искусством, приходить после возлияний и смотреть трагедию, длящуюся по десять-двенадцать и более часов было бы просто невозможно. Да и комедии единственного комедиографа греческой цивилизации Аристофана требовали постоянного внимания – никому ведь не хотелось пропустить язвительные эпитеты о всем известных современниках, которые можно было бы потом пересказать жене и соседу.
3
Римляне, как более поздняя цивилизация, не создавшая на поприще искусства ничего действительно оригинального, а довольствовавшиеся лишь упрощенной переработкой того, что было создано задолго до них греками, очень быстро превратили великие подлинники в их низкопробные копии. И, в связи с этим, объявили театр искусством ничтожным и низким. Единственное театральное направление, которое совершенствовалось при римской империи – искусство мимов и представления пантомимы.
4
Эпоха Средневековья, растянувшаяся на шесть столетий, чуть было окончательно не похоронила театральное искусство. Многие его лучшие представители – поскольку искусство перевоплощения невозможно было постичь схоластикам от инквизиции – окончили свою жизнь на дыбах и кострах. Но театр выжил благодаря неугомонным и неутомимым «шутам», рождавшимся из поколения в поколение на европейской земле. Именно они сохранили в своей памяти и списках множество сюжетов и историй, ставших впоследствии основой классической драматургии: шекспировской, мольеровской, корнелевской и т.д.
5
На несколько веков театр словно застыл в своем развитии. Да, рождались великие драматурги, оставившие в веках свое творчество. Легенды сохранили в памяти имена талантливых артистов: в большинстве своем мужчин, поскольку театр два тысячелетия, еще с древнегреческих времен, не допускал на свои подмостки женщин. Но кроме новых историй, и многочисленных интерпретаций старых, предложить миру он больше ничего не мог. Балетное и оперное искусство, существовавшее в некотором отдалении от драматического, было еще более консервативно по своей форме.
6
Прорыв новых театральных форм случился в конце XIX – начале XX веков. Театр не мог не откликнуться на всеобщее интеллектуальное развитие и новые формы в других видах искусства: в него пришли художники – от импрессионистов до кубистов; пришли поэты – от символистов и имажинистов до кубофутуристов; но главное, в театре родилась новая профессия - режиссер. Именно великие режиссеры, создавшие свои школы, задали импульс тому театру, который существует и в настоящее время: Гордон Крэг, Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Евгений Вахтангов, Берторльд Брехт, Шарль Дюллен, Жак Лекок.
7
Современный театр XXI столетия не отказывается ни от чего из того, что было создано его предшественниками, и продолжает рождать новые формы и смыслы. В последнее десятилетие главенствует в нем – с некоторыми оговорками, конечно, - не драматург, не режиссер, и даже не актер. В нем главенствует документ (в обработке всех вышеперечисленных). Особенно ярко это видно в театральном направлении Док.Театра (документального), в современной его форме рожденном в Великобритании в театре Ройал-Корт (Royal Court Theatre), и направлении рожденном в Германии – в театральной компании Римини Протокол (Rimini Protokoll), где зачастую на сцене играют непрофессиональные артисты.
8
Современный театр позволяет себе все, что с точки зрения его творцов может наилучшим способом выразить их идею: он смешивает формы, жанры, виды искусства, интерпретируя и перерождая старые в новые, привлекает новейшие технологии, но, главное, он находится в постоянном поиске, не позволяя себе и своему зрителю застыть, впасть в очередную многовековую стагнацию. Если, конечно, это Театр творцов, а не коммерческих деятелей эксплуатирующих «жвачку» из «произведений», созданных на потребу незамысловатой публики. Хотя, на современном театральном поле оба направления – и коммерческое и созидательное – сосуществуют хоть и обособленно, но вполне мирно.