Совет 1: Чем отличается почитание от поклонения

Завершая одно из воскресных богослужений проповедью, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий обратился к прихожанам храма Иверской Божьей матери, что в небольшом шахтёрском посёлке в Челябинской области, с вопросом отличия почитания от поклонения.

Смысл почитания и поклонения различен. Выслушав людские мнения, батюшка Иннокентий сам ответил на собственный вопрос. Вернее, священник подытожил доводы прихожан.

Он произнёс: "Почитают родителей, иконы, священников, а плклоняются только Богу. В отличии от других религиозных конфессий и течений, русское православие проводит чёткую грань между двумя,казалось бы, схожими понятиями."

Иными словами, почитание символизирует уважение, послушание, внимание к мнению и принятие этого мнения как важного. Поклонение же означает полное и безоговорочное следование идеалам и заповедям объекта и субъекта оного.

В толковых словарях русского языка, составленных в разное время такими учёными, как С.И. Ожегов и В.И. Даль семантическое толкование определений почитания и поклонения аналогично объяснению священнослужителя.

Если в языческой и сектантской культурах господствует поклонение идолу божества или иному главенствующему существу, то монотеизм в большей степени предполагает почитание икон и святых Образов, а поклоняются только Богу.

Таким образом, различия понятий почитания и поклонения носят семантический и смысловой характер.

Совет 2: Православное обоснование молитвенного почитания святых

Священное Писание Нового Завета именует главным посредником в деле спасения и искупления человечества Самого Господа Иисуса Христа. Это можно понимать в свете того, что именно через вольную жертву Спасителя человек примирился с Богом. Однако православные люди еще особо молитвенно почитают и святых угодников Божиих.

Прежде ответа на вопрос об основаниях молитвенного почитания святых православными людьми стоит заметить, что поклонение Богу и святым принципиально разные вещи. Единому Господу может и должно воздаваться поклонение в виде всецелого служения. Для святых более приемлем термин благоговейного почитания. 

В православной традиции святыми являются люди, стяжавшие особую благодать (святость). Святые угодники Божии более опытны в духовной жизни, поэтому они способны помогать менее совершенным людям. Святые для православных людей - это великие ходатаи перед Богом за человечество. Известны многочисленные случаи реальной помощи людям в различных нуждах после молитвенного обращения к святым. 

В православном вероучении существует понятие о взаимосвязи Церкви земной и небесной. Под земной понимаются люди, живущие на земле, а под небесной - те, кто отошел уже в вечную жизнь. Православие возвещает людям о том, что святые (члены Церкви небесной) имеют особую благодать молитв за живых людей. Святые могут испрашивать у Бога потребные в деле спасения блага за живущих людей. Именно этим можно объяснить ту особую любовь православного народа к святым. Можно говорить о том, что люди, стяжавшие святость, являются действительными и действенными помощниками человеку в его жизни.

В Священном Писании имеются определенные места, в которых говорится о почитании святых. Так, в Ветхом Завете сказано, что «Память праведника будет благословенна» (Притчи 10,7), а апостол Павел говорит в новозаветном послании к Евреям о необходимости почитания наставников и подражанию их жизни (Евр. 13,7). Получается, что для православного христианина святые это не только помощники в различных нуждах, но и образцы для подражания, ведь по учению православной Церкви каждый человек призван к святости.

Любовь народа ко многим святым находит свое отображение не только в молитвенных обращениях, но и в благоговейном почитании мощей, возведении храмов в честь угодников Божиих.

Видео по теме

Совет 3: Какие бывают святые

Пожалуй, любая религия мира зиждется не только на вере, не нуждающейся в объяснении, и признании высшего духовного объекта поклонения, но и на особом отношении к неким персонажам, которые проявили себя в религиозном культе, исцелили или воскресили людей, пожертвовали самым ценным за веру, т.е. стали святыми.
Инструкция
1
Любая религия, за исключением разве что буддизма, имеет своих святых, которые почитаются в большей или меньшей степени. Образуется своеобразная иерархия, которая, к примеру, в официальном христианстве основана на ценности деяния каждого святого и степени его приближенности к Богу. Святым может быть не всякий приверженец религии, святость должна быть признана церковью, а человек и жизнь его канонизированы и описаны в Житиях.
2
Святые угодники Божии, святители и чудотворцы, преподобные и праведные, мученики и страстотерпцы – этими понятиями в отношении конкретного человека можно было оперировать лишь спустя столетия с его смерти. Сегодня православие и католицизм отказались от этой догмы, и мир увидел порой с удивлением, святых, которые умерли совсем недавно, почти современников. Такой подход, безусловно, вызывает некоторые сомнения.
3
Католичество еще в 12 веке описало иерархию святых: Девы наравне с Апостолами, затем Мученики, Исповедники, Пророки и нижняя ступень – Патриархи. Впрочем, есть еще и понятие «блаженных» - они не святые, но близкие Богу и вере, отличившиеся и достойные почитания. Этому понятию в православии соответствует понятие «юродивого».
4
К слову, история православия наложила характерный отпечаток на иерархию ликов святости. В отличие от четкой западной традиции, в ней много путаницы и, соответственно, множество ступеней. Ученики Иисуса – Апостолы и 70 сподвижников его Церкви, за ними следуют бессеребреники и благоверные (есть мнение, что их бы и нужно исключить из этого ранга). Бессеребренники и благоверные еще при жизни были известны своим бескорыстием и преданностью вере, после смерти они не переставали творить чудеса. Самые известные святые - Косма и Дамиан, Кир Александрийский.
5
Далее ступеньку занимают блаженные (тоже сомнительная ипостась, очень схожая с юродивыми) – они считаются спасенными и почитаются как свидетельство силы божьей.
6
Великомученики и исповедники, появившиеся в годы гонений, считаются древнейшим ликом святых и для православных, и для католиков. Культ великомучеников по сей день тесно сопряжен с мифами и легендами, часть из которых близка язычеству. Самый известный пример – Ионан Креститель - Иван (Купала), святой, день рождения которого отмечается в языческий праздник Ярилов день.
7
Праведники занимают следующую ступень, ими называют ветхозаветных Патриархов. За ними – преподобномученники и преподобноисповедники, преподобные (монахи), равноапостольные, Святители, священноисповедники и священномученики (священнослужители, соответственно), далее: страстотерпцы, чудотворцы и уже упомянутые юродивые. Христианство – одна из немногих религий, которая также предполагает наличие местночтимых святых.
8
Иной подход к святым демонстрирует ислам. Монотеистичная религия не понимает поклонения никому, кроме Аллаха. Все прочие – только почитаются. Самый почитаемый – пророк Мухаммед, он донес слово Бога. Знает ислам и всех остальных пророков, что упомянуты в христианстве. Более того, знает и признает Иисуса в числе важнейших пророков. За пророками следуют посланники. Все. Мир есть Алах, Аллах есть мир. Более не нужно.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500