Передовые отрасли



По словам директора белорусской инвестиционной компании «Юнитер» Романа Осипова, стабильными считаются те отрасли, которые подвергаются наименьшему влиянию экономических колебаний. Не так давно компания проводила анализ 300 отраслей. На основании этих исследований были выделены сферы деятельности, практически не зависящие от внешних факторов.

Нашлись отрасли, показывающие рост экономических показателей во время падения ВВП: торговля продуктами, телекоммуникации, железнодорожные перевозки, медицинские услуги. Более того, производство продовольствия, лесозаготовка, лесная промышленность, изготовление игрушек показали значительные темпы роста при общем снижении ВВП.


Роман Осипов подчеркивает, что, помимо роста экономических показателей, при расчете перспективности учитывается степень проникновения отрасли в экономику государства. Этот показатель оценивается в сравнении с развитыми странами Запада. Любой развивающийся рынок должен двигаться к стандартам, принятым в развитых странах. Только такой подход может помочь «догнать и перегнать» Запад.

Ищем что-то свое



Выбирая вид деятельности, нужно исходить также из конъюнктуры рынка. На сегодняшний день самым дешевым ресурсом Беларуси является рабочая сила. Директор «Агентства Михаила Бороздина» считает, что успеха в Беларуси можно добиться в любой сфере деятельности, поскольку конкуренция в частном бизнесе очень невелика. Наиболее выгодная схема выглядит так: «производим здесь, продаем там».

Михаил Бороздин предлагает производить в Беларуси и продавать за границей товары ручного производства. Это может быть сшитая с применением ручного труда одежда или изделия народных промыслов - товары, изготовленные из местного сырья, не требующие при производстве применения квалифицированного труда и сложных технологий.

Также Михаил Бороздин советует найти что-то свое: белорусский продукт, отличный от товаров других стран. Так Шотландия нашла свой шотландский виски, Америка – гамбургеры, а Италия – пиццу. Уникальные вещи ассоциируются со страной-производителем и сводят на нет все усилия конкурентов.

Замещение импорта



В периоды кризиса экономики хорошо продвигается товар, замещающий импорт. Это может быть одежда, сшитая в Беларуси по западным лекалам, «точная копия» итальянского твердого сыра или бытовая химия местного производства. Такие схемы часто и успешно продвигаются.

Люди, не имеющие возможности купить дорогой импортный продукт, идут на компромисс и покупают вполне пригодные к использованию товары чуть худшего качества. Схемы эти перестают работать в тот момент, когда экономика переживает подъем: потребители вновь возвращаются к высококачественным товарам.