Для начала Веспавиан разрушил «Золотой Дом» - дворец Нерона. Это был великолепный архитектурный ансамбль, размещенный на огромной территории с искусственно вырытым водоемом. В центре ансамбля была установлена бронзовая колоссальная статуя Нерона. Именно она была расплавлена в первую очередь.

Амфитеатр вместо дворца



Император Веспавиан начал строительство, которое продолжалось 4 года при его жизни и 4 после его смерти. Завершил строительство его сын, император Тит.


На месте бывшего дворца Нерона заложили огромный фундамент будущего амфитеатра, который тогда носил название Амфитеатр Флавиев. В дальнейшем из-за своего размера его стали именовать Колизеем, что в переводе с латыни означает «громадный». Фундамент строения имел овальную форму, а бетонное основание было толщиной в 13 метров. Строили амфитеатр из мраморного травертина, который добывали в каменоломнях Тиволи, расположенного в 20 км от Рима. Остается только удивляться, каким образом огромные каменные глыбы доставлялись на строительство и устанавливались по мере необходимости.

В строительстве в основном были заняты пленные, которых пригнали из Иудеи, возводился Колизей на средства, добытые в войнах с этим государством.

Грандиозная стройка



Веспавиан и Тит воздвигли не только грандиозное сооружение, но и побили рекорд скорости строительства. Так быстро возвести Колизей позволили не только значительные финансовые вливания, но и более 100 тысяч рабов, которые работали в три смены и жили прямо на строительной площадке, там, где позже стали размещать зверей.

Ускорили стройку и многочисленные новинки в инженерно-технических решениях. К примеру, была разработана замысловатая система подъема материала на верхние ярусы, снабжения водой и ее отвода. Отдельного внимания заслуживает логистика, ведь в работе было задействовано более 200 инженеров и конструкторов, которые не мешали друг другу и работали скоординировано. Поставки стройматериалов на площадку по свидетельству историков шли круглые сутки, да так, что одни дополняли другие.

Уникальным строительным решением стала и организация движения людей внутри самого амфитеатра, получившая название vomitoria - люди могли заполнить ступени за 15 минут, а покинуть сооружение за 5, благодаря множеству выходов, которые равномерно пронизали Колизей.

Памятник искусству



По периметру наружной стены установили восемьдесят больших арок - это был первый ярус. На него возвели второй ярус из арок немного меньшего размера. Закончили возведение наружной стены Колизея третьим ярусом из арок. Всего было установлено 240 арок разного размера.

Внутренняя стена Колизея представляла собой амфитеатр из 80 рядов. На нижних предусматривались места для знати и отдельное место для трона императора. Так как Колизей представлял собой открытую арену, то в нижних рядах предусматривалась система для натяжения тента из парусины для защиты от осадков и палящего солнца. На каждом ярусе амфитеатра установили колонны, выполненные в разных архитектурных стилях. В наружных арках лучшие скульпторы выставили свои работы в виде великолепных статуй.

Пол Колизея представлял собой деревянный настил, который во время представления морских боев, заполнялся водой через подземную систему шлюзов и каналов. Изначально амфитеатр был предназначен для гладиаторских боев и театральных представлений. Бои нередко превращались в кровавую бойню, дрались не только люди, но и животные, люди и животные. Только с приходом к власти императора Константина были запрещены гладиаторские бои, как не отвечающие духу христианства. Утратив свое предназначение, как место для зрелищ, великолепное сооружение стало постепенно разрушаться, однако сильный урон строению нанесло не время, а пожар.