Песочная терапия доказала свою эффективность в работе с психосоматическими расстройствами, травматическими переживаниями, в ситуациях, когда возникают сложности в общении и внутренние противоречия. Для детей поднос с песком становится надежным другом в борьбе с пассивностью, тревожностью, чувством изолированности, школьными трудностями эмоционального характера.

Структура занятия



Прежде чем отправиться на сооружение песочных замков и дворцов, объясните ребенку, что на песке можно что-то нарисовать или построить. Если этого требует замысел, в песок можно добавить воду. Предложите ребенку набор фигурок небольшого размера, позвольте ему самостоятельно выбрать необходимые элементы. Всю инструкцию можно уместить в несколько слов «Построй город будущего» или «Построй сказочный мир».


В отличие от взрослых, картины детей редко обладают статичностью. В процессе построения сказочного мира ребенок будет не только сооружать необходимые здания, но и разыгрывать сцены, озвучивать героев. Песочная терапия способна «разговорить» даже самых молчаливых малышей, которые имеют трудности в оформлении своих мыслей.

Завершив строительство, предложите ребенку дать название полученному шедевру и немного рассказать о нем. Если на первых занятиях ребенок стесняется или затрудняется рассказывать – не настаивайте. По окончании попросите ребенка самостоятельно разобрать конструкцию, поскольку на следующий раз это будет абсолютно другая картина мира. Говорить о первых результатах можно после проведения курса из десяти занятий регулярностью 1–2 раза в неделю.

Материалы для песочной терапии



Для индивидуальных занятий используют деревянный водонепроницаемый ящик размером 50х70х8 см. Габариты выбраны неслучайно и соответствуют полю зрительного восприятия ребенка, позволяют целиком охватить его взглядом. Внутреннюю поверхность необходимо выкрасить в голубой цвет, который создает стойкие ассоциации с бесконечностью и продолжением. 2/3 объема ящика, называемого на языке психологов «подносом», заполните прокаленным и просеянным песком.

Для проведения занятий используют фигурки, которые встречаются в окружающем мире, высотой не более 8 см. Основные группы формируют из человеческих персонажей, животных, зданий, машин, растений, природного материала (ракушек, веточек, камней), сказочных героев, домашней утвари и религиозных предметов.