Непроизводственные фонды



Основные средства предприятия – оборудование, которое каким-то образом связано с технологическим процессом. Их стоимость постепенно переносится на стоимость продукта с помощью амортизации. Одна из групп основных средств – непроизводственные фонды.
В нее включаются сооружения, здания и предметы длительного пользования, которые функционируют в непроизводственной сфере общества. Непроизводственные фонды являются материальной основой областей народного хозяйства, непосредственно не создающих материальные блага. К ним относится наука и образование, культура и отдых, здравоохранение и так далее.

Роль непроизводственных фондов усиливается по мере развития научно-технической революции, так как она повышает требования по отношению к человеку, то есть главной производительной силе. Ясно, что потребность в квалифицированных работниках постоянно растет, что, в свою очередь, требует лучшего оборудования и развития культуры и здравоохранения. Чтобы трудящиеся наиболее рационально использовали свободное время, действует сфера торговли, бытовых услуг, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. Непроизводственные фонды этих сфер как раз оказывают огромное влияние на рост эффективности общественного производства и производительности труда.


Основные производственные фонды



Вторая группа основных средств предприятия – производственные фонды. Они включают в себя средства труда, которые способствуют изготовлению продукции: инструменты, оборудование, здания и так далее. Орудия труда участвуют в различных процессах несколько раз, выполняя много функций. Они постепенно изнашиваются, поэтому по частям переносят свою стоимость на продукт с помощью амортизации. Производственные фонды занимают очень важное место в национальном богатстве. Удельный промышленный вес народного хозяйства в этих фондах составляет более 48%.

Нематериальные активы



Последняя группа, включающаяся в состав основных фондов – нематериальные активы. Это не денежные активы, у которых нет физической формы. Они являются частью внеоборотных активов. Чаще всего именно нематериальные активы считаются главным источником, с помощью которого создается ценность компании. Они тесно взаимосвязаны с материальной частью. Их роль в развитии предприятия трудно переоценить, а обладание ими дает конкурентное преимущество.