Совет 1: Коммуникация как социальное явление

Важнейшей составляющей социального взаимодействия является социальная коммуникация. Под данным термином подразумевается вид связей на основе направленной передачи информации, позволяющей осуществлять социокультурное взаимодействие одного или нескольких индивидов.
Процесс коммуникации можно разделить на внутриличностный, групповой и межличностный. Важную роль в процессе межличностного общения людей играет структура взаимодействия. Ключевыми элементами здесь становится отправитель информации и её получатель. Цепочка передачи посыла имеет ярко выраженный источник данных и субъект, который посылает обратную связь. При этом под источником информации подразумевается некий человек, который способен кодировать информацию и составлять из нее сообщение.

Для передачи знаний объекту необходим канал коммуникаций: книга, фильм, вербальный канал (беседа) и т.д. Узнать о получении информации адресату можно непосредственно через обратную связь. Субъект общения должен каким-либо образом отреагировать на сообщение, будь то словесная реакция или телодвижения.

Под группой подразумевается собрание неограниченного количества индивидов, которые идентифицируют себя как члены одного сообщества, следующие определенным правилам и нормам, специфической культуре. Важной проблемой подобных коммуникаций является принятие решений. Обычно эта миссия падает на лидера группы, но его выявление процесс неоднозначный. Люди скорее послушаются неформального вожака группы, чем официально назначенного руководителя. Данное явление объясняется довольно легко. Каждый член социума жаждет исполнения собственных интересов, а начальство скорее выберет путь решения проблемы с пользой для себя самого.

Внутриличностный процесс коммуникации не является социальным. С помощью своего сознания человек осмысляет свои собственные поступки, принимает решения в различного рода ситуациях, обращает внимание на свое место в социуме, но при этом не советуется с ним. Вся эта деятельность проходит строго во внутреннем мире личности. В ходе жизнедеятельности индивида важным приобретением может стать коммуникативная компетентность. Именно она позволяет человеку не держать переживания в себе, а уметь грамотно делиться пониманием ситуации с другими людьми.

Сходным для всех трех видов коммуникаций являются их функции: информационная, регулятивная, аффективная. Первая говорит о том, что человек постоянно находится в процессе приобретения информация. Вторая функция делает общение организованным и контролируемым процессом. Третья функция позволяет человеку пояснить для себя или показать окружающим личное эмоциональное состояние.

Совет 2: Слухи как массовое явление

Слухи являются массовым явлением и довольно важной формой выражения общественного мнения. Они относятся к неформальным каналам массовых коммуникаций и предполагают передачу важных сообщений в межличностном общении.

Понятие и особенности слухов

Слухи - это недостоверная или искаженная информация, которая распространяется и функционирует исключительно в устной форме. Чаще всего они возникают в условиях информационного депозита и при отсутствии достоверной информации. Слухи отличаются от информации тем, что они недостоверны. Если они подтверждены фактами и доказательствами, то это просто информация, которая не может называться слухами. Недостоверность слухов обусловлена тем, что в процессе их циркуляции информация претерпевает изменения и искажается.

Очевидно, что слухи появились уже давно, но их комплексные исследования как массового явления появились только во второй половине 20 века. Тогда они нашли свое практическое применение при маркетинге товаров и услуг. Слухи распространялись и в целях борьбы с конкурентами. Важное значение распространению слухов традиционно придавалось в период войн. Делалось это в целях ослабления морального духа военных.

Интерес политиков и психологов к механизмам и особенностям распространения слухов заключается в следующем. Слухи являются ценным источником информации об общественном мнении, настроениях в обществе, отношении к политическому режиму и пр. Также слухи служат катализатором политических трансформаций, поэтому их учет позволяет правильно прогнозировать общественные процессы. Наконец, слухи являются важным факторов формирования общественных настроений и служат механизмом формирования общественного мнения.

Классификация слухов

Слухи можно классифицировать по различным основаниям. С точки зрения их достоверности различают абсолютно недостоверные, недостоверные, относительно достоверные и близкие к действительности. Эмоциональная типология различает «слух-желание», «слух-пугало» и «агрессивные слухи».

«Слухи-желания» отражают желаемое видение будущего и актуализированные потребности населения. Например, в 19 веке были распространены слухи о скором освобождении от крепостного права. С другой стороны, такие слухи могут стать источником манипулирования массовым сознанием. Они могут как препятствовать возникновению паники, так и вызвать агрессию, деморализовать население. Так, в период немецко-французской войны в 1939-1940 годы немцы активно распространяли слухи о скором начале переговоров. Это ослабляло стремление французов к оказанию сопротивления.

«Слухи-пугало» несут негативные настроения и вызывают панику. Обычно они возникают в период социального напряжения. Наиболее часто встречаются слухи относительно продуктов питания. Это может привести к росту цен или исчезновении определенных товаров. Например, в России 1917 года с прилавков пропал хлеб, хотя урожайность была обычной. В 2006 году наблюдалась паническая скупка соли из-за слухов о возможном прекращении поставок из Украины.

«Агрессивные слухи» не просто запугивают население, но и призваны спровоцировать агрессивные действия. Они основаны на противопоставлении нормальных людей и нелюдей. Часто они вызваны межнациональными конфликтами. Например, слухи об истреблении белых в Заире, зверствах федеральных войск в Чечне.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500