Совет 1: Какие могут быть причины заключения срочного трудового договора

Трудовой договор - это соглашение между работником и работодателем, где отражены их взаимные права и обязанности. По сроку действия это может быть трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор (на срок не более пяти лет).

Общая информация

Существуют так называемые юридически значимые обстоятельства, при наличии и доказанности которых возможно заключение срочных трудовых договоров. Эти обстоятельства указаны в статье 58 Трудового кодекса РФ. К ним относится, во-первых, невозможность установления трудовых отношений на неопределенный срок по каким-либо причинам, как правило, по причине временного или сезонного характера работы, заключение трудового договора на срок не более 5 лет или менее. Конкретные случаи, в которых заключается срочный трудовой договор, приводятся в статье 59 ТК РФ.

Примеры оснований для заключения срочного трудового договора

К юридически значимым обстоятельствам, при которых допускается срочный трудовой договор, относится, во-первых, замещение работника, временно отсутствующего по уважительным причинам, за которым сохраняется его рабочее место.

Во-вторых, это выполнение временных работ сроком до двух месяцев, либо предусмотренных законодательством сезонных работ. Также это устройство на работу в район Крайнего Севера или подобную местность, с переездом работника туда на данный период.

Основанием является поступление на работу в организации, которые созданы на определенный ограниченный период времени (не более 5 лет) и заведомо прекратят свое существование по истечении этого срока; а также устройство в организацию с целью выполнения заведомо определенных работ на срок до 5 лет.

Нередко срочный трудовой договор заключается с работниками для выполнения выходящих за рамки обычной уставной деятельности организации работ (ремонт, реконструкция и т.д.) или работ с временным расширением объема оказываемых услуг или производства на период не дольше 1 года.

Также это может быть выполнение срочных работ по предотвращению аварий, катастроф, эпидемий, несчастных случаев, эпизоотии, других чрезвычайных обстоятельств и их последствий, когда такие работы проводятся не более 5 лет.

Срочные трудовые договора могут заключаться с лицами для выполнения работ творческого характера в театрах, концертных организациях, цирках, кинематографических организациях, СМИ, в том числе участие в создании или исполнении произведений и т.д.

Допускается заключение срочного договора с лицом, выполнение работы которым непосредственно связано с его профессиональным обучением или стажировкой; а также с лицом, получающим образование на дневном или вечернем очном отделении, в течение его периода обучения.

Срочный трудовой договор заключается с лицом, поступающим на работу по совместительству, т.е. когда лицо уже состоит с другим работодателем в трудовых отношениях.

Еще одно основание - направление сотрудника для работы за границу при наличии направления полномочного должностного лица или органа.

Основанием также является поступление лица на работу в организации бытового обслуживания и розничной торговли с численностью персонала до 25 человек, в другие организации с численностью персонала до 40 человек, а также к работодателям, являющимся физическими лицами.

Совет 2: Как заключить срочный трудовой договор

Срочный трудовой договор почти не отличается от аналогичного документа с неограниченным периодом действия. Единственная особенность в том, что в нем нужно прописать срочный характер, причину, по которой заключается договор с ограниченным сроком действия, и дата окончания трудовых отношений.
Вам понадобится
  • - текст трудового договора;
  • - основание для заключения срочного трудового договора, предусмотренное ст. 59 ТК РФ;
  • - согласие работника на заключение срочного трудового договора.
Инструкция
1
Возможность заключения срочного трудового договора строго ограничена. Все случаи, в которых он допустим, приведены в ст. 59 Трудового кодекса (ТК) РФ, и этот перечень является исчерпывающим.
Кроме того, во всех этих ситуациях закон лишь допускает возможность заключения срочного трудового договора, но не обязывает отдавать предпочтение именно ему. Иными словами, в любой из них можно заключить и обычный договор с неограниченным сроком действия.
Законные основания для заключения именно срочного договора оптимально прописать прямо в тексте этого документа.
2
Срочному характеру договора стоит посвятить отдельную главу (например, "Срок действия") в тексте документа, основой которого может послужить типовой трудовой договор, в том числе и бессрочный.
В этой главе и следует сказать о причинах, по которым отдано предпочтение такому варианту, со ссылкой на соответствующее положение ТК РФ: "В связи с... в соответствии с (пункт и статья ТК РФ) Сторонами заключен срочный трудовой договор..."
Здесь же отдельным пунктом нужно прописать дату окончания срока действия договора. Порядок расторжения договора в соответствии с ТК можно прописать новым пунктом или в отдельной главе.
3
В остальном отличий от процедуры заключения трудового договора с неограниченным сроком действия нет. В нем точно так же перечисляются круг обязанностей сотрудника (или дается отсылка к должностной инструкции и иным нормативным документам, где они прописываются), его рабочий график, размер зарплаты и сроки и способ ее выплаты, полагающиеся работнику социальные гарантии.
4
В конце документа приводятся реквизиты работодателя (наименование, юридический адрес, ОГРН, ИНН и КПП (при наличии), банковские реквизиты) и работника (ФИО, паспортные данные, адрес регистрации, ИНН, номер страхового пенсионного свидетельства, банковские реквизиты, если зарплата выдается перечислением на его личный счет).
Как и бессрочный трудовой договор, документ скрепляется подписью руководителя организации и печатью и подписью работника и составляется в двух экземплярах - для работника и работодателя.
Видео по теме
Обратите внимание
Закон позволяет заключать срочный трудовой договор на период до пяти лет.

Если вы не расторгнете срочный трудовой договор в день истечения его срока действия, по закону он автоматически станет заключенным на неопределенный срок.
Источники:
  • Ст. 59 ТК РФ: перечень случаев, в которых можно заключать срочный трудовой договор.

Совет 3: Какой испытательный срок устанавливается при срочном трудовом договоре

Испытательным сроком называется период работы, который дает возможность оценить, как новый сотрудник справляется со своими обязанностями. Условия для этого должны быть изначально прописаны в трудовом договоре.

Испытательный срок

Согласно ст.70 Трудового Кодекса, этот срок устанавливается трудовым соглашением. В дальнейшем это положение обязательно указывается в приказе о приеме сотрудника на работу. В личную карточку работника эти сведения не вносятся. Если в договоре нет записи об испытательном сроке, считается, что сотрудник принят на работу без него.

Период испытания обговаривается в каждом случае индивидуально, но максимальный срок не должен превышать 3 месяца. Однако из этого правила есть исключения: для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров срок испытаний может быть увеличен до полугода.

В иных случаях он может быть уменьшен до двух недель. Трудовым Кодексом установлено такое правило для срочного трудового договора, который заключается на срок от двух месяцев до полугода. Если работник принимается на более короткий срок (до 2-х месяцев), испытательный срок для него не предусмотрен совсем.

Особенности при установлении испытательного срока

Если сотрудник заболел, отсутствовал на работе по уважительной причине в этот период, то срок испытания должен быть продлен на такое же количество дней. В других случаях это запрещено, а нарушение ТК РФ наказывается по ст. 05.27 Административного Кодекса РФ.

Работодатель может и сократить испытательный период. Это решение должно быть отражено в виде письменного соглашения к трудовому договору (ст.9 и 57 ТК РФ). Трудовой Кодекс РФ также запрещает заключать срочный трудовой договор на период испытательного срока, если условия его заключения не отвечают требованиям, перечисленным в ст.59 ТК РФ.

Когда не применяется испытательный срок

Для некоторых категорий граждан испытательный срок не предусмотрен, в том числе:

- для лиц, избранных на должность по конкурсу, посредством народных выборов;
- для беременных женщин, матерей с детьми до 1,5 лет;
- для несовершеннолетних работников;
- для выпускников аккредитованных ВУЗов в течение года после окончания учебного заведения;
- для сотрудников, перешедших на другую работу по переводу;
- Для лиц, прошедших по ученическому договору обучение и некоторых других категорий граждан, в соответствии со ст. 207 ТК РФ и ФЗ-79 от 27.07.2004 г.

Когда работник во время испытательного срока не справляется со своими обязанностями, работодатель имеет право прервать трудовые отношения с ним, предварительно за 3 дня сообщив об этом работнику в письменной форме. В этом документе следует подробно описать причину такого решения. Если расторгнуть трудовой договор хочет работник, он также должен в письменной форме оповестить об этом руководителя за 3 дня.

Если сотрудник продолжает исполнять свои обязанности после окончания срока испытания, следует считать, что испытательный срок он выдержал, а уволить его можно в соответствии с нормами Трудового права.
Видео по теме

Совет 4: Как перезаключать договор с работником, у которого не было договора

Отсутствие трудового договора у работника может быть вызвано разными причинами. В любом случае, эта ситуация недопустима с точки зрения трудового законодательства и требует немедленного исправления, иначе вы можете налететь на штрафы со стороны трудовой инспекции.
Инструкция
1
Заключите трудовой договор с работником «задним числом». В соответствии с законодательством, если договор не был оформлен в письменной форме, но работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, то трудовой договор считается заключенным. Однако в этом случае работодатель обязан заключить его с данным работником в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения его к работе. Поэтому составьте и распечатайте документ, указав в нем дату, с которой сотрудник был принят в организацию. Переговорите с работником, попросите его подписать договор, выдав затем один экземпляр документа.
2
Оформите все существенные изменения условий договора составлением дополнительного соглашения к нему. В трудовом праве нет такого понятия «Перезаключение договора», есть только заключение, расторжение или изменение условий труда. Причем все изменения должны быть произведены с согласия работника. Для этого и оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору. В соответствии со статьей 74 Трудового Кодекса вы обязаны письменно уведомить работника о существенных изменениях не менее, чем за два месяца, причем сотрудник должен письменно выразить свое согласие с ними. И только после этого вы можете заключать дополнительные соглашения к трудовому договору работника.
3
Если работник, у которого не было трудового договора, принимался в организацию на определенный срок (например, для выполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника), и вы хотели бы продлить срок его работы, то вам необходимо знать следующее. В части 4 статьи 58 Трудового кодекса РФ содержится правило о том, что если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия, и работник продолжает работу, то условие о срочном характере договора утрачивает силу, и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. Варианты оформления трудовых отношений по окончании действия срочного трудового договора будут следующие:- оформите уведомление о расторжении срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и увольте работника на основании статьи пункта 2 статьи 77 ТК РФ;- если вы планируете оставить «срочного» работника, то просто не направляйте ему уведомления о расторжении, и всё, в соответствии с частью 4 статьи 58 Трудового кодекса договор будет считаться бессрочным.
Источники:
  • Трудовой кодекс РФ
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500