Понятно, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и при одинаковых возможностях один будет в чем-то опережать другого, в чем-то уступать ему. Но существуют критерии готовности ребенка к школе, пренебрегать которыми психологи не советуют.

Специалисты не говорят о готовности ребенка к обучению в 1 классе в общем, они выделяют следующие ее виды: физическая, физиологическая, психическая, психологическая, личностная, мотивационная, речевая, интеллектуальная и др. И, конечно, лучше будет, если дошкольник, который собирается стать первоклассником, был подготовлен к такому важному шагу по всем этим направлениям.


Психологическая готовность



Этот аспект определяется, в первую очередь, тем, насколько ребенок осознает, что начинается новый этап в его жизни – период ученичества. Определить, насколько ребенок психологически готов к нему, могут специалисты-психологи. Для этой цели проводится тестирование будущих первоклассников в детских дошкольных учреждениях и в центрах психолого-педагогического консультирования. Можно сказать, что психологическая готовность ребенка начать школьное обучение определяется всей системой его воспитания и развития в предыдущие годы.

Личностная и мотивационная готовность



Эта составляющая общей готовности ребенка к школе определяется тем, насколько маленький человек понимает, что ему предстоит проявить себя в новой социальной роли – роли ученика, школьника. Здесь важно, насколько будущий первоклассник стремиться к получению новых знаний, построению новых взаимоотношений (со школьными товарищами, учителями), насколько он в целом позитивно настроен на будущую школьную жизнь.

Важную роль здесь играет и мотивация ребенка. Если на вопрос «Для чего ты хочешь пойти в школу?» он уверенно отвечает, что желает узнавать новое, учиться чему-то интересному и т.п. – в этом случае ярко выражена мотивация учебная, что, безусловно, хорошо. Если же в ответ на поставленный вопрос ребенок говорит о том, что в школе он заведет новых друзей, с которыми будет интересно проводить время, играть – это свидетельствует о том, что важнейшим мотивом для такого ребенка является игровой, и психологически к обучению в школе он еще не готов. Говорят о недостаточной психологической готовности и внешние («потому что мама с папой так сказали»), и социальные («буду учиться, потому, что так надо», «чтобы получить профессию и работать») мотивы.

Физическая и психическая готовность



Немаловажно и то, насколько гармонично развивался ребенок в дошкольный период, насколько успешно и своевременно прошел он все психофизические этапы раннего взросления, находятся ли в норме его физическое и психическое здоровье, нет ли отставания в развитии с этой точки зрения.
Если ребенок практически здоров и развивался нормально, то считается, что он готов к школьному обучению в возрасте 6,5 – 7 лет. Одним из косвенных признаков физической готовности ребенка к школе считается начало процесса замены молочных зубов коренными. Есть и более экзотические тесты физиологической готовности. Так, тибетские ребятишки считаются годными к школьному обучению, если могут, протянув руку над головой, дотянуться до верхнего края противоположного уха.
Более точно определить, насколько ребенок готов к школьной жизни физиологически, поможет врач-педиатр и медики-специалисты. Медицинскую комиссию перед поступлением в школу у нас в стране каждый ребенок проходит в обязательном порядке.

Интеллектуальная и речевая готовность



Многие родители мотивируют свое желание отдать ребенка в школу пораньше именно тем, что их малыш «читает с 4 лет, а с 6 говорит по-английски и знает таблицу умножения». Безусловно, общий багаж знаний важен для будущего школьника, но, определяя его интеллектуальную готовность к школьному обучению, специалисты смотрят не только и не столько на сумму знаний и умений, накопленных дошкольником к началу учебной деятельности, сколько на степень сформированности таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение делать логические выводы, выделять главное, понимание причинно-следственных связей и пространственно-временных отношений.

Тесно связан с интеллектуальным аспектом и речевой. Понятно, что если речь ребенка недостаточно развита, словарный запас беден, то и многие мыслительные операции для него пока непосильны. К началу школьного обучения ребенок должен правильно и чисто произносить все звуки родного языка, уметь грамматически правильно строить предложения – от этого напрямую зависят его успехи в изучении русского языка. Словарь будущего первоклассника должен составлять не менее 1500 – 2000 слов.


Таким образом, отдавать ли свое чадо в школу с 6 лет, или дождаться 7-летнего возраста – решать, безусловно, родителям. Но прислушаться к мнению специалистов все же стоит.