Понятие линейной структуры управления



Линейная структура также носит название функциональной и входит в состав механистических структур. Эта группа структур отличается от других тем, что в ней сильно развито подчинение, работа строится на строгой субординации. Существуют специальные кодексы и должностные инструкции, способствующие этому.


В среднестатистической компании, построенной по такому принципу, существуют следующее уровни разделения: высшее управление, в подчинении которого находятся главные менеджеры, отвечающие за отделы с остальными работниками. В зависимости от размеров фирмы их может быть больше.

Плюсы линейной структуры управления



Линейная структура управления является очень удобной в соответствии с общими принципами управления, сформулированными М. Месконом.

1. Разделение труда. Каждый работник имеет свою специализацию и задачи, в соответствии с ней.

2. Цепь команд, или скалярная цепь. Главный принцип, по которому осуществляется линейное управление – от высшего звена к низшему.

3. Единоначалие – каждый подчиненный имеет одного руководителя. Если рабочий совершил ошибку, его может наказать только менеджер, стоящий над ним. Также только он может ставить перед ним задачи и требовать за них отчета. Высшее руководство имеет право спрашивать результаты работы с менеджера, находящегося в его прямом подчинении. Это позволяет оперативно решать возникшие вопросы на каждом из уровней.

4. Норма управляемости. В подчинении у одного управленца должно быть не более 4-5 человек. Это нужно для лучшего взаимодействия между ними.

5. Иерархия целей. Цели расположены на трех уровнях: организационном, групповом и личном.

6. Единство направления. Каждый отдел в организации отвечает за свои функции, но их цели и задачи должны быть взаимосвязаны с функциями других отделов и быть направлены на благо всей компании.

Еще два принципа, характерных для линейной структуры управления: контроль и делегирование полномочий. Они находятся в прямой взаимосвязи с принципом единоначалия. Менеджер должен проводить контроль над своими подчиненными на всех этапах их деятельности.

Делегация полномочий – это передача части ресурсов, функций и ответственности за исполнение подчиненному.

Минусы линейной структуры управления



Главным минусом организации с линейной структурой управления является слабая обратная связь и барьеры на пути осуществления коммуникации.

Обратная связь ухудшается за счет фильтрации информации. По статистике, переходя с одного уровня на другой, теряется порядка 20-25% информации.

Барьеры в коммуникации могут быть связаны со следующими факторами:

- несовпадение жизненного опыта – разные знания об одних и тех же вещах;

- языковые барьеры – непонимание сленга, нечеткая дикция, неумение грамотно строить фразы;

- невербальные преграды – отталкивающие позы, мимика и жесты;

- неумение слушать.