История создания инструмента



Прототип современной тубы – результат совместной работы двух немецких изобретателей: Виприха и Моприха. Он появился в первой половине XIX века, имел грубый тембр, и оказался слишком неповоротливым. Инструмент не отличался качественным звучанием и был обречен на провал. Мастера приняли решение оставить данный вариант и приступили к поискам чего-то более совершенного. Как выяснится позже, это было их роковой ошибкой.

Заброшенный эксперимент увлек Адольфа Сакса, выявившего основную причину резкости извлекаемых звуков. Как оказалось, выбранное мензурное соотношение изначально было не совсем верным. Спустя некоторое время Саксу удалось исправить выявленные недочеты, усовершенствовать конструкцию и создать музыкальный инструмент с идеальным звучанием – тубу. С тех пор и по сей день, этот инструмент не претерпел каких-либо серьезных изменений.


Особенности тубы



Современные тубы имеют две разновидности: концертный инструмент и сузофон. Они отличаются по своей конструкции и предназначению.

Концертная туба – стационарный музыкальный инструмент, предназначенный для игры в положении стоя (подвешивается на ремешке), или сидя (опирается на одно колено). Эта туба имеет наибольшее распространение и является классическим вариантом.

С конструктивной точки зрения, концертная туба – это инструмент с четырьмя вентилями, три из которых понижают регистр на полтона, тон и полтора тона соответственно, а четвертый работает сразу со всем звукорядом и понижает его на кварту. Последний вентиль нажимается мизинцем и используется только в крайних случаях, когда существует необходимость воспроизвести несколько нот одновременно. Некоторые модели наделены пятым вентилем, который получил название корректирующий. Его главное предназначение – понижение регистра до Д-тона.

Сузофон – переносная конструкция, которая надевается музыканту на шею. В этом случае раструб, издающий звук, располагается над головой исполнителя. Данная разновидность инструмента позволяет играть в движении, поэтому чаще всего используется в маршевых оркестрах.

Туба любой конструкции потребляет значительное количество воздуха (больше всего в нижнем регистре). Именно по этой причине, для получения более мелодичного и плавного звучания используют прерывистое дыхание. Каждый музыкант, выбравший этот инструмент, должен обладать хорошо развитыми легкими и достаточной физической подготовкой.

Туба не относится к транспортируемым музыкальным инструментам, так как имеет достаточно большие размеры. Так, например, ее длина больше длины тромбона почти в два раза. Это, а также ряд других особенностей, сделали ее не очень популярной в среде современных музыкантов, однако интересе к тубе постепенно начинает возрастать. В последние годы учащихся, готовых освоить игру на этом музыкальном инструменте, стало значительно больше.