Совет 1: Кто и когда изобрел тетрис

«Тетрис» – игра-пазл, придуманная и разработанная Алексеем Леонидовичем Пажитновым в июне 1985 года. Название игры получено сложением двух слов: греческого префикса «тетра», означающего «четыре», и наименования вида спорта - «тенниса», который был любимым у автора игры.

Создание Тетриса

«Тетрис» появился в июне 1984 года на компьютере Электроника-60, благодаря работе Алексея Пажитнова. В то время разработчик трудился в ВЦ Академии наук СССР и специализировался на проблемах искусственного интеллекта и распознавания речи. Для проверки своих идей он использовал разного рода головоломки, в том числе и пентамино, которая стала прототипом «Тетриса».

Пентамино представляет собой пять плоских фигур, в составе каждой - пять одинаковых квадратов, соединенных друг с другом сторонами. Суть игры заключается в том, что эти фигуры необходимо уложить в разные формы, начиная от простых (прямоугольник, трапеция и др.) и заканчивая сложными изображениями.

Алексей Пажитнов старался автоматизировать укладку пентамино в необходимые фигуры. Но вычислительных мощностей оборудования того времени для вращения пентамино не хватало, и разработчику приходилось использовать тетрамино. Это и определило название будущей игры.
Тогда же Пажитнову пришла в голову мысль, что фигурки должны падать сверху вниз, а заполненные ряды должны исчезать.

Споры о правах на игру

«Тетрис» быстро стал известен не только в СССР, но и в других странах. Когда игра добралась до Будапешта, венгерские программисты выполнили ее на разных платформах. Так игра привлекла внимание британской компании Andromeda. Она пыталась купить у Пажитнова права на версию для PC, но сделка так и не была реализована. И пока велись переговоры, Andromeda бесчестно продала права (которых, по сути, у нее и не было) компании Spectrum Holobyte.

В 1986 году Spectrum Holobyte выпустила версию для IBM PC в США. В кратчайшие сроки игра завоевала популярность по всему миру и мгновенно стала бестселлером.

Дальнейшее развитие событий неясно, однако в 1987 году Andromeda сообщила о своих правах на «Тетрис» для PC и любых иных домашних компьютеров. В 1988 году правительство СССР заявило о своих правах на игру через организацию «Электроноргтехника» (или «Элорг»). К 1988 году ни сам Пажитнов, ни организация «Электроноргтехника» от Andromeda никаких денег не получили. Тогда как сама компания довольно успешно продавала лицензии на игру другим организациям. В итоге, к 1989 году около 6 компаний сообщили о своих правах на различные версии игры для компьютеров разного типа, игровых консолей и карманных электронных игрушек.

«Элорг» сообщила, что у всех этих организаций нет абсолютно никаких прав на версии для игровых автоматов. Позже «Элорг» предоставила эти права компании Atari Games, а права на версии для карманных электронных игрушек и игровых консолей были отданы компании Nintendo.

Совет 2: Где жил и что изобрел Иван Петрович Кулибин

Судьба выдающихся гениев, в том числе и изобретателей, зачастую была довольно-таки сложной. Многие из них, несмотря на всю важность сделанных ими открытий, умирали в нищете. К сожалению, не обошла стороной эта участь и великого русского часового мастера Ивана Петровича Кулибина.

Иван Кулибин родился в селе Подновье, принадлежавшем к Нижегородскому уезду, 21 апреля 1735 года. Отец его был мелким торговцем и очень любил своего сына. С детских лет маленький Иван стал проявлять интерес к различным механизмам, в основном к часам. Комната маленького механика напоминала собой мастерскую.

Мальчик рос, его увлечение становилось все более серьезным. Кулибин-младший без особых проблем чинил жернова и другие машины, не переставая уделять внимание часовым механизмам. Отец очень гордился сыном, весть о талантливом юнце разнеслась далеко за пределами их села. Вскоре разговоры о молодом механике разошлись по всему Нижнему Новгороду, а благодаря стараниям путешествующих купцов и за его пределами.

В 1769 году Иван Кулибин преподнес собственноручно изготовленные часы самой императрице Екатерине II. Это были небольшие карманные часы с боем и музыкальным аппаратом, воспроизводившим несколько мелодий. Каждый час в них распахивалась дверца и из-за нее появлялись танцующие маленькие золотые и серебряные человечки. Императрице очень понравился этот подарок, и провинциальный мастер-самоучка был назначен заведующим мастерской в Петербургской академии наук. Сейчас эти часы хранятся в Эрмитаже.

Под руководством Кулибина стали распространяться новые изобретения, сильно удивлявшие его современников: морские компасы и точные весы, ахроматические телескопы, был изобретен даже ахроматический микроскоп. По специальному заказу Екатерины II Иван Петрович сконструировал для нее лифт, Потемкина же он порадовал чудесами пиротехники, позавидовать которой могли бы даже сейчас.

В 1772 году Кулибин сделал проекты арочного моста через Неву и впервые доказал возможность изготовления моделей мостовых конструкций. Тем самым он решил проблему прохождения под ними больших судов.

Много чего придумал и испытал Иван Петрович Кулибин за годы своей жизни. Были здесь и речные судна с вододействующими двигателями, умеющие передвигаться против течения, и фонари-прожекторы с отражателями из зеркал, и механические экипажи с педалями, и оптический телеграф, и механическая нога-протез и многое другое.

Но, благодаря врожденной скромности, Кулибин не требовал за свои изобретения каких-то больших гонораров, всегда довольствовался тем, что дают. Со сменой правителя произошли и некоторые кадровые перестановки, Иван Петрович, отдавший более тридцати лет своей жизни Петербургской академии, был вынужден вернуться в Нижний Новгород. Большинство из его изобретений, возможность существования которых подтвердило наше время, при жизни талантливого механика не были реализованы.

Умер Кулибин в нищете в возрасте 83-х лет. Чтобы достойно организовать его похороны, родственникам пришлось продать одно из изобретений Ивана Петровича, а именно, его любимые настенные часы.

Источники:
  • что изобрёл кулибин
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500