Общие сведения



Все современные масла являются композицией базового масла и присадок. Для создания базового масла используют фракции, получаемые при нефтепереработке, искусственные органические вещества и их смеси. Таким образом, технологически различают 3 вида масел – минеральные, синтетические и полусинтетические. Вязкость – один из главных физико-химических параметров масла, по степени вязкости судят о силе сопротивления течению жидкости.


Автомобильные масла



В зависимости от вязкости и того, как она меняется при изменении температуры, масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные. Наименьшей вязкостью обладают зимние масла. Тем самым обеспечивается запуск двигателя при низких наружных температурах. Однако при повышении наружных температур низкая вязкость зимнего масла исключает образование масляной пленки на трущихся поверхностях, что может привести к заклиниванию двигателя.

Высокая вязкость летних масел обеспечивает эффективную смазку поверхностей в летний период, но зимой чрезмерно высокая вязкость летнего масла также может вызвать проблемы с пуском двигателя. Густое застывшее масло может не достичь целевых узлов, что приведет к сухому трению. В этой связи на сегодняшний день наиболее распространены всесезонные масла, нужным образом изменяющие вязкость в зависимости от температуры. То есть в летний сезон такое масло более вязкое, а в зимний – более текучее. Практически такое масло намного удобнее, так как не требует сезонной замены и снижает риски повреждения моторной части до минимума.

Влияние на двигатель автомобиля



Одной из важных характеристик современных масел является индекс HTHS (высокая температура - высокая прочность на сдвиг). На сегодня определены нормативные требования к динамической вязкости (усилию на сдвиг) масла при температуре +150оС. Это связано с задачей формирования защитной пленки на трущихся поверхностях. Причем эта задача имеет приоритет перед проблемой прокачки масла в зоны трения. То есть, чем выше нагрузка на узел, тем выше температура и тем более вязким должно быть масло. Такой подход позволяет не допускать разрушения смазочной пленки и увеличить срок службы деталей.

Производителями разработана система международной классификации моторных масел по вязкости с учетом температурного режима. Рекомендуется пользоваться этой классификацией при подборе масла по вязкости. Если вы пользуетесь дополнительными присадками, то необходимо учитывать тот факт, что они меняют вязкость моторного масла.