Простейшая реклама существовала даже в древнем мире. В Египте можно было встретить папирусы, в которых сообщалось о продаже какого-либо имущества, чаще всего рабов. Реклама тогда представляла собой надписи, нацарапанные или нанесенные краской на стенах зданий. В Греции и Риме они располагались на дощечках и гравировках, которые висели и зачитывались на площади.

Реклама на Западе



Первые рекламные объявления в привычном понимании появились в 15 веке. Тогда Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок, что ознаменовало эпоху образования и массовых книг. Первое же печатное объявление датируется 1472 г. В нем сообщалось о продаже молитвенников в церкви, к дверям которой оно было прикреплено.


В 1630 г. Теофраст Ревностно открыл справочную контору, которая занималась публикацией печатных объявлений во «Французской газете». Но носили они, как правило, некоммерческий характер, а подавали их отдельные граждане.

Позже торговцы поняли выгоду от рекламы и начали давать объявления с информацией об их продукции. Чаще всего это были продукты питания. Вначале они были понятными и «сухими». Но вскоре тон и характер сообщений изменился, а использование сюжетных и оформительских приемов стало распространенной практикой.

После изобретения фотографии в 1839 г. текст рекламы стал дополняться не только нарисованными иллюстрациями. Это, в свою очередь, повышало доверие потенциальных клиентов, так как раньше фотографию нельзя было изменить без риска обнаружения подлога.
Затем рекламой стали заниматься специальные агентства. Они оказывали услуги по составлению текста, подбору фотографий, месту расположения. Так, первой фирмой, которая, кроме всего прочего, занималась и проведением рекламных компаний считается агентство Айер и сын. Основана она была в 1890 году.

Российская реклама



Российские купцы еще в X в. использовали рекламу в качестве способа продвижения своих товаров. Так они платили определенную сумму зазывалам. Последние же стояли рядом с лавкой торговца и громко оповещали прохожих о наличии того или иного товара, его достоинствах.

Определенный вклад в развитие рекламного дела внесли народные картинки – лубки. Они доносили информацию и идеи в виде изображения. Немалое место в них занимали сообщения коммерческого характера. А с развитием экономики они стали отличным способом рекламы.

В XIX столетии реклама имела всевозможные виды: она размещалась на круглых тумбах на улицах, дети и подростки раздавали ее в форме календарей и прейскурантов. Кроме того, появились первые рекламные газеты, такие как «Нижегородская ярмарка» и «Торговля».

После становление советской власти реклама, как и все остальные отрасли общественной деятельности, попала под контроль партии. Она была лишь средством популяризации и продвижения монополизации. Издавать ее могли только члены правительства. После Гражданской войны и НЭПа коммерческая реклама вновь начала возрождаться.