История менеджмента



По данным многочисленных источников, которые дошли до наших дней, менеджмент появился несколько тысячелетий назад. Доисторические люди жили разрозненно и особо не нуждались в управлении собственной деятельностью. Основная их цель состояла в выживании в самых суровых условиях природы. Потребность в управлении появилась тогда, когда древние люди начали объединяться с племена.


Функции принятия решений, разрешения конфликтов и вынесения приговоров провинившимся членам взял на себя вождь. По мере того как социальные группы людей разрастались, возникла необходимость в том, чтобы разделять свой труд. Однако необходимым стало и то, чтобы труд контролировался со стороны. В это время появились первые зачатки управления группой людей, которые разделены по профессиональным признакам.

Современный менеджмент появился после индустриальной революции, которая произошла в семнадцатых-девятнадцатых веках. В то время в Европе возникли первые производства, которые нуждались в профессиональных менеджерах и управленцах. Сама наука управления сложилась в конце девятнадцатого века. В этот период появились первые работы исследователей, которые были посвящены данному виду деятельности.

Основные школы и этапы развития менеджмента



Менеджмент как профессиональную деятельность впервые начал рассматривать американец Таун Г. в докладе, который был подготовлен для собрания общества инженеров и механиков. На этом мероприятии он впервые сказал, что общество должно обучать грамотных специалистов-управленцев.

За время развития экономического учения двадцатого века было сформировано 5 школ управления: школы научного менеджмента (основал Тейлор Ф.), административные школы (основал француз Файоль А.), количественные школы (основали Томпсон Д. и Акофф Г.), бихевиристские школы (основал Бернард Ч.), школы человеческих отношений (основал Мэйо Э.).

В истории менеджмента также выделяют пять основных этапов. Первый этап – начало 20 века, время, когда зародилась школа научного менеджмента. Возникновение административной школы ознаменовало второй этап развития в первое десятилетие 20 века. В это время в США возник финансовый менеджмент. Пятый этап характеризуется становлением на предприятиях организационной структуры. В восьмидесятые годы начали развиваться компьютерные технологии и автоматизированное производство.