Совет 1: Мыло: история и современность

Мыло впервые начали варить еще в древние времена. Поэтому ученые могут только выдвигать гипотезы о том, кто действительно создал мыло. Конечно, в древние времена мыло значительно отличалось от современного.

История мыла

Одна из версий приписывает открытие мыла племенам галлам. Римский ученый Плиний в своих трудах рассказывал, что галлы пользовались особой мазью для очищения волос и лечения кожи. Они изготавливали ее из сала и букового дерева. С помощью этой мази галлы также окрашивали волосы. По версии данного исследователя, галльские племена во втором веке нашей эры переняли рецепт мыла у римлян, добавив в него и собственные ингредиенты. В Римской империи в качестве мыла использовали золу, которую заваривали в кипятке с добавлением сока растения мыльнянки.

Согласно другой исторической версии, изобретение мыла принадлежит все же древним римлянам. Из этой теории вытекает, что после дождя в реку Тибр попала смесь золы от костров и жира от принесенных в жертву животных. В результате вода начала пениться, а одежда, которую стирали в водах этой реки, стала лучше отчищаться. Однако в гигиенических целях римляне начали использовать мыло только 167 г. н.э. Как писал римский врач Гален, мыло тогда делалось из раствора извести с золой. А пена появлялась из-за добавления жира. Позже появилась и профессия мыловара.

Однако эти теории были все же опровергнуты. Во время раскопок были найдены шумерские таблички, сделанные из глины. На них красноречиво описывался весь процесс варения мыла, его открытия и создания. А так как таблички были датированы 2500 г. до н.э., то, значит, что ни римляне, ни галлы не были первыми изобретателями мыла.

Повторное изобретение мыла произошло в Англии и Франции в тринадцатом веке. Однако это было индивидуальное приготовление мыла для членов знатных семей. Такую процедуру доверяли только аптекарям. Именно они стали изобретателями мыла с люфтой. Купание в то время считалось обязательной процедурой.

Современная история мыла

В настоящее время полезные свойства мыла неоспоримы самой историей. Однако сегодня потребители и его составители начали возвращаться к древним рецептам мыла, которое изготавливалось только вручную и с использованием исключительно натуральных компонентов.

Мыловаренный процесс становится таинственной процедурой. Для отдельного покупателя мыло может изготавливаться по индивидуальному рецепту. Кусочек мыла ручной работы в настоящее время является эксклюзивной работой, для успешности которой необходимы натуральные масла для основы и эфирные масла, а также природные экстракты.

Совет 2: Где, когда и кем была изобретена шариковая ручка

Шариковую ручку изобретали долгое время разные люди в разных странах. Правильный принцип действия нашел американец Джон Лауд, первый работоспособный образец изготовил венгр Ласло Биро, а вполне совершенную конструкцию создали японские инженеры.
История шариковой ручки не так проста, как может показаться, и намного старше официально задокументированной.

Предыстория

Идея шарикового пишущего узла, работающего на пастообразных чернилах на масляной основе, прослеживается до… Голландии XVII в! Морякам тогдашней «владычицы морей» требовались письменные принадлежности небьющиеся, не проливающиеся, и которыми можно было бы пользоваться в шторм при качке. Нидерланды же были едва ли не первенцами европейской промышленной революции.

Однако уровень развития тогдашнего машиностроения и химической технологии не позволил создать пригодное для нужд практики устройство. Как и морской хронометр для точного определения долготы. Над ним тщетно трудился сам Ганс Христиан Гюйгенс, но верная в принципе идея была реализована только в XIX в.

Тогда же, когда точность металообработки достигла приемлемой величины, а химики могли точно разрабатывать вещества сложного состава, был запатентован и принцип действия шариковой ручки. Точные имя, дата, и страна – 30 октября 1888 г, Джон Лауд, США.

Лауд верно сформулировал главную изюминку «шарика»: силы вязкого трения и поверхностного натяжения в густой жидкости не позволят шарику при нажиме рукой упереться в верхнюю горловину его лунки, заклиниться и перекрыть поток чернил. Также Лауд определил физико-химические требования к чернилам: они должны быть тиксотропными, то есть, должны разжижаться от механических нагрузок – трения, давления. Шариковый пишущий узел никогда не будет пересыхать только при заполнении его тиксотропными чернилами.

Хороший пример тиксотропного вещества – сосновая канифоль. Если по ее куску вести пальцем с нажимом, то сначала чувствуется шероховатость, как будто ведешь по твердому телу. Но затем палец начинает скользить, как по парафину или мылу, хотя кусок далеко еще не нагрелся до размягчения.

Начало

Далее усилия изобретателей шли более по пути усовершенствования состава чернил. Первую работоспособную конструкцию, пригодную для массового производства, создал в 1938 г. живший в Аргентине венгерский журналист Ласло Биро (László József Bíró). В Аргентине шариковые ручки до сих пор называют «биромами». Однако его приоритет англо-саксы оспаривают, ссылаясь на патент США от 10 июня 1943 г, выданный Милтону Рейнольдсу.

Рейнольдс, похоже, не знал о ручке Биро, и разработал аналогичную конструкцию и чернила самостоятельно. Он работал для нужд ВВС США и Англии. Их бомбардировочные армады летали на больших высотах, гермокабин тогда еще не было, летчики многие часы проводили в кислородных масках. Обычные авторучки при пониженном атмосферном давлении текли, а пользоваться карандашами было неудобно.

В сущности, повода для патентного спора тут и нет, «шарик» изобрел Биро. Но неприглядно выглядит тот факт, что приоритет Биро оспаривался на том основании, что он был гражданином фашистской Венгрии и жил в формально нейтральной, но тайно и деятельно помогавшей Гитлеру Аргентине. Преступлений нацизма, разумеется, никто не отрицает и не умаляет, но техника-то в них никак не виновата.

Далее «шарик» упростил и удешевил Марсель Бик (Marcel Bich) во Франции в 1953 г. Он предложил выполнять стержень – ампулу с чернилами – с утолщенными стенками, и использовать ее в качестве корпуса ручки. Так появились распространенные до сих пор одноразовые дешевые ручки BIC, только фамилию изобретателя пишут уже в английской транскрипции.

Довольно долго шариковые ручки запрещалось использовать в начальных классах школ. Писали они еще плоховато, часто засорялись ворсинками от бумаги, и малыши, сразу начавшие писать «шариками», навсегда срывали почерк.

Современность

Последнюю точку в усовершенствовании шариковой ручки поставили специалисты японской компании Ohto Co в 1963 г. Они начали завальцованную лунку, в которой размещался шарик, делать не круглой в поперечном сечении, а в виде трех сходящихся каналов. Конструкция пишущего узла современной шариковой ручки показана на рисунке. Такая ручка может писать практически на любом удерживающем чернила материале, и не засорится, даже если ею изрисовать большой клок ваты.

К сожалению, имена изобретателей неизвестны: по японским корпоративным правилам вся выработанная в компании интеллектуальная собственность принадлежит фирме. Подлинный изобретатель под угрозой сурового наказания не может заявить о своем авторстве даже в частном разговоре.

Усовершенствования

В 1984 г. другая японская фирма, Sakura Color Products Corp., заменила масляные чернила на гелевые синтетические, увеличив в то же время диаметр шарика до 0,7 мм. Так появилась ручка-роллер, родная сестра «шарика». Роллером можно писать буквально без нажима даже на стекле, полированном металле и мокром упаковочном картоне, а чернильный след четче, чем от «шарика».

С началом космических полетов космонавты столкнулись с проблемой: ручки, в том числе и шариковые, не писали в невесомости, а графитовые карандаши давали стружки и токопроводящую пыль. Советские космонавты долгое время пользовались восковыми карандашами, американские астронавты, вплоть до полетов на Луну – специальными механическими, $100 за штуку по тогдашнему курсу.

Однако еще в 1967 г. предприниматель Пол Фишер предложил НАСА свою Zero Gravity Pen, или Space Pen (ручка невесомости или космическая ручка). Шарик в ней выполнялся из карбида вольфрама (у нас он известен как победит). Весь пишущий узел изготавливался с прецизионной точностью. Ампула с чернилами (картридж) герметична, в ней находится азот под давлением 2,4 атм. Чернила с резко выраженной тиксотропностью, от газа они отделяются вязкой подвижной пробкой.

Разработка ручки модели AG7 Space Pen – одна из легенд НАСА, повод для его обвинений и анекдотов о нем. AG7 обошлась в... $1,000,000! Хотя уже опытный образец Фишера никаких претензий астронавтов не вызвал. Ныне имеющиеся в широкой продаже модели стоят от $6 до $100. Пишут на чем угодно в диапазоне температур от –30 до +120 градусов Цельсия в воздухе, в вакууме и под водой. Гарантированный срок службы – 120 лет.

Так кто же, все-таки?

В истории великих изобретений прослеживается четкая тенденция: как правило, назвать имя одного конкретного изобретателя невозможно. Исключения, вроде изобретателя резины Чарльза Гудьира, буквально наобум «бухнувшего» серу в сырой каучук, чрезвычайно редки. Специалисты в большинстве своем приоритетных дискуссий просто избегают.

А. С. Попов и Гульельмо Маркони, например, в своей переписке вопросов приоритета не касались, они обсуждали проблемы радиотехники. Только однажды Маркони в публичном докладе заявил: его английский патент дает ему право на коммерческое использование радио в Великобритании, а первую в мире радиограмму передал и принял все-таки Попов.

Так и с шариковой ручкой. Правильнее всего будет сказать: она – плод многолетнего коллективного творчества людей, трудившихся ради удовлетворения насущных потребностей человечества.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500