Совет 1: Как и у какого врача измеряют внутричерепное давление

Внутричерепное давление (ВЧД) - это давление крови и цереброспинальной жидкости в полостях головного мозга. В норме показатель не должен превышать 150 мм ртутного столба. Нарушения циркуляции жидкости могут приводить к повышению или понижению внутричерепного давления, что в дальнейшем чревато инсультом и отеком мозга. Следить за состоянием внутричерепного давления помогут невролог и офтальмолог.

Симптомы пониженного и повышенного ВЧД

Повышенное внутричерепное давление характеризуется увеличением количества жидкости в мозгу при получении черепно-мозговой травмы или возникновении инфекции (энцефалит, менингит). Человек чувствует, будто что-то тяжелое давит на голову в области темени. По утрам нередко возникает тошнота, рвота. При резких наклонах вперед отмечается головокружение, двоение в глазах. После быстрой ходьбы или подъема по лестнице учащается сердцебиение, ощущается предобморочное состояние. Перед сном возможен жар в висках при отсутствии повышенной температуры, общее напряжение тела.

У новорожденных детей наиболее распространенной причиной повышенного внутричерепного давления является гидроцефалия - скопление большого количества жидкости в одной из полостей мозга и отек окружающих тканей. При этом размеры головы непропорциональны телу, череп приобретает грушевидную форму.

Понижение ВЧД происходит за счет травмы или неправильного строения головного мозга с нарушением целостности костной структуры, при котором идет утечка мозговой жидкости. Одной из причин также является бесконтрольный длительный прием мочегонных средств. Снижает давление защемление шейных позвонков и венозная дисфункция (сужение сосудов).

Симптомами пониженного внутричерепного давления являются: слабость, утомляемость, раздражительность, сонливость. Человек может проспать 8-10 часов и чувствовать себя разбитым. Тяжесть в голове ощущается не сверху, а с боков, как будто голова зажата в тиски. Зачастую отмечается нарушение дыхания и снижение артериального давления.

Измерение внутричерепного давления

Узнать показатель внутричерепного давления у новорожденных детей можно с помощью нейросонографии - УЗИ головного мозга. Взрослым за счет обилия волос на голове эту процедуру выполнить невозможно, поэтому при наличии соответствующих симптомов у пациента терапевт назначает комплексное обследование.

В первую очередь необходимо пройти осмотр глазного дна у окулиста. Пациенту при отсутствии противопоказаний закапывают в глаза по 1-2 капли раствора скополамина (0,25%) или гоматропина (1%) для расширения зрачков.

Исследование проводится с помощью электрического офтальмоскопа или вручную посредством применения специальной лупы и офтальмоскопического зеркала. Электрический прибор не требует каких-то дополнительных средств и позволяет максимально приблизиться к глазу пациента, а исследование вручную проводится в затемненной комнате на достаточном расстоянии.

Зеркало устанавливают перед правым глазом врача, сидящего на расстоянии 40–50 см от обследуемого. Источник света (матовая электрическая лампа мощностью 60- 100 Вт) располагается позади и слева от пациента, как при осмотре в проходящем свете. После получения равномерного свечения зрачка исследователь ставит лупу (обычно в 13,0 дптр.) в 7–8 см перед глазом больного, упираясь пальцем в его лоб. Зрачок исследователя, отверстие зеркала, центр лупы и зрачок обследуемого должны находиться на одной линии.

При осмотре глазного дна окулист обращает внимание на диск зрительного нерва и состояние сосудов сетчатки глаза. О повышении внутричерепного давления сигнализируют расширенные извилистые сосуды и изменение цвета, контуров и ткани диска.

При наличии каких-либо подозрений пациент направляется к неврологу. Невролог может назначить МРТ - магнитно-резонансную томографию головного мозга, реоэнцефалографию и дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий, которые отвечают за мозговое кровоснабжение. Для проведения любого из исследований пациент должен при себе иметь медицинскую карту, данные о предшествующем обследовании, хлопчатобумажную пижаму или футболку.

Поскольку метод магнитно-резонансной томографии основан на визуализации полостей организма при поглощении и излучении тканями электромагнитных волн, то перед исследованием необходимо снять ювелирные украшения (серьги, цепочки, бусы, пирсинг и т. д.), часы, телефон, магнитные карты. На одежде не должно быть металлических изделий (пуговицы, пряжки, застежки).

Пациента в положении лежа помещают на выдвижной стол в своеобразную капсулу цилиндрической формы, окруженную круговым магнитом. На голову надевается специальный шлем. Вокруг головы располагают специальные устройства- катушки, принимающие и излучающие радиоволны. Во время процедуры аппарат сильно шумит, поэтому для удобства пациенту предлагают наушники с приятной спокойной музыкой. В среднем процедура МРТ длится около 45 минут.

Противопоказания для проведения МРТ: вес более 150 кг, наличие металла в организме (штыри, пули, осколки, кардиостимулятор, протезы сосудов и сердца, клипсы сосудов и др.), клаустрофобия, беременность, тяжелое состояние пациента (больные на носилках и каталках).

Реоэнцефалография - метод регистрации изменений электрического сопротивления головного мозга и мягких тканей черепа при прохождении через них слабого переменного тока высокой частоты, который никак не ощущается. Пациента усаживают в удобное кресло, на голову помещаются присоски, к которым присоединяют проводки. Свет в комнате выключается, и на обследуемого направляют световые импульсы разной частоты. В такт пульсовой волне возникают периодические колебания тока, которые после соответствующего усиления могут быть отображены графически в виде кривой пульсовых колебаний комплексного электрического сопротивления - реограммы.

Дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий - это УЗИ общих, наружных, внутренних сонных и позвоночных артерий на шее. Процедура занимает в среднем около 5-10 минут и позволяет визуально оценить состояние сосудов- ширина, скорость потока крови, просвет и т.д.

Наиболее точным методом для определения внутричерепного давления считается хирургическое введение иглы в спинномозговой канал. Однако на эту процедуру мало кто решается, поскольку неправильное введение иглы может закончиться для пациента защемлением нервных окончаний позвонков и последующей инвалидностью.

Совет 2: Как снять внутричерепное давление

Повышенное внутричерепное давление связано с разными причинами и является следствием той или иной проблемы. Для того, чтобы нормализовать состояние, необходимо лечить причину. Но иногда нужно просто снять весьма неприятные симптомы.
Инструкция
1
Повышенное внутричерепное давление, как правило, не поддается быстрой корректировке. Поэтому если вы страдаете сильной головной болью, то необходимо выпить обезболивающее и спазмолитическое средство. Это поможет временно убрать болевые ощущения и приступить к более радикальным мерам.
2
Снизить давление поможет любой диуретик. Если пить на ночь мочегонное средство в течение недели, то можно добиться устойчивых результатов. Однако необходимо быть весьма осторожными, поскольку если у вас не совсем здоровы почки, то вы можете вместо того, чтобы убрать неприятные симптомы, получить обострение другого заболевания. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы количество потребляемой жидкости примерно соответствовало количеству выводимой. Злоупотреблять диуретиками, особенно медикаментозными, очень опасно: вы можете не заметить, как быстро из вашего организма вымоется калий.
3
Лучше отдавать предпочтение лекарственным травам и гомеопатическим препаратам. Они, возможно, помогут не так быстро, зато не нанесут вреда другим системам организма. И принимать их можно дольше. Сегодня гомеопатические препараты способны помогать выводить излишнюю жидкость не только из почек, но и из всех тканей организма, что, безусловно, является более предпочтительным.
4
Но самое правильное – это обратиться к врачу. Повышенное внутричерепное давление может оказаться симптомом болезни, требующей длительного и систематического лечения. К тому же, такое состояние негативно сказывается на деятельности головного мозга, что чревато депрессиями, сниженной работоспособностью, угнетенной мозговой деятельностью. Нормальная работа мозга – это то, что делает человека человеком, изменение мозговой деятельности – это изменение вашей личности. Поэтому не ограничивайтесь только снятием симптомов, обязательно займитесь устранением причины болезненного состояния.

Совет 3: Что такое внутричерепное давление

Не раз людям, даже очень далеким от медицины, приходилось слышать термин «внутричерепное давление». Особенно если они обращались к врачам с жалобами на ухудшение зрения или головную боль. Но что это за давление, откуда оно берется и каким должно быть в норме?

Как возникает внутричерепное давление у человека

Головной мозг человека защищен от чрезмерных нагрузок и механических повреждений особой жидкостью – ликвором. Эта жидкость постоянно циркулирует и обновляется, находясь под определенным давлением. Ликвор, помимо своей защитной функции, поддерживает обменные процессы между мозгом и кровью, а также способствует удалению продуктов метаболизма мозга. Нормальные показатели давления ликвора для взрослого человека составляют 5-7 мм ртутного столба, для маленького ребенка – 1-2 мм ртутного столба.

Если по каким-то причинам циркуляция ликвора нарушается, происходит застой этой жидкости. И тогда внутричерепное давление растет. Наиболее часто это случается из-за сужения протоков, по которым движется ликвор, или нарушений обмена веществ, вследствие чего жидкость плохо всасывается в кровь. Временное повышение внутричерепного давления может произойти и без застоя ликвора. Например, при сильном кашле или чихании, то есть напряжении.

Повышенное внутричерепное давление может также быть симптомом или следствием ряда заболеваний, в том числе очень опасных. К таким заболеваниям относят инсульт, энцефалит, опухоли мозга (как доброкачественные, как и злокачественные), менингит, гидроцефалия мозга, мигрень, отравление. Такое явление нередко бывает и при избыточном весе, передозировке витамина А.

Каковы симптомы повышенного внутричерепного давления

Если внутричерепное давление повышено, человек может ощущать частые приступы головной боли различной степени интенсивности, шум в ушах, ухудшение зрения (сначала периферического, позже - центрального) и слуха. Боль может распространяться на область шеи и верха спины. Нередко повышение внутричерепного давления влечет за собой быструю утомляемость, сонливость, рассеянность.

В таких случаях следует обратиться к врачу-неврологу, пройти необходимое обследование (например, магнитно-резонансную томографию). При подтверждении диагноза назначается лечение. Как правило, оно включает в себя прием препаратов, улучшающих кровообращение и питание тканей головного мозга, а также успокоительных средств, витаминов. Например, при мигрени может быть назначен «Вазобрал», «Имигран». В любом случае препараты должен назначать лечащий врач. Не занимайтесь самолечением, так как вы можете усугубить заболевание.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500