Суть метода игровой терапии



Зигмунд Фрейд одним из первых применил игру в практике детской психотерапии, преследуя цель выявить через цепь ассоциаций «истинный источник символической игры». Позднее М. Кляйн использовала ее в качестве основного метода психотерапии у детей с целью доведения до сознания их собственных действий, вызвавших болезненное состояние. При этом врач рассматривался как пассивная фигура, а игра детей являлась спонтанной.


Дальнейшее развитие метода игровой терапии происходило следующим образом. Анна Фрейд отказалась от утверждения, что в игре обязательно должна происходить символизация вытесненных конфликтов и предположила, что в ней могут находить отражение реальные жизненные отношения. Также она настаивала, чтобы к подобной терапии были привлечены родители для коррекции их отношения к воспитанию. В настоящее время игротерапия применяется и в подростковом, юношеском возрасте для устранения психической и социальной дезадаптации, личностных, эмоциональных нарушений. Подобный метод лечения может быть эффективным и у взрослых при коррекции семейных конфликтов.

Использование игровой терапии в отечественной психотерапии



Использование игры в отечественной психотерапии обосновывается теорией игровой деятельности, разработанной в трудах Д.Б. Эльконина. Он считает, что развитие и смены психических процессов прежде всего происходят в деятельности, поэтому игра является главным средством психотерапии у детей. А.И. Захаровым бала разработана методика игротерапии, являющаяся частью комплекса воздействий на ребенка. Он предложил метод последовательных воздействий через беседу, внушение, направленную игру, спонтанную игру.

Подобная терапия должна выполнять 3 функции - терапевтическую, диагностическую и обучающую. Они связаны между собой и реализуются в игре. А. И. Захаров выделил необходимые условия для проведения терапии. Спонтанные и направленные игры являются двумя взаимодополняющими фазами единого процесса, который обязательно должен предусматривать возможность импровизации. Последовательность действий не должна комментироваться терапевтом, направленное воздействие на ребенка необходимо осуществлять посредством характера воспроизводимых персонажей.

К средствам игровой терапии относятся: игра ребенка с куклами, рисование, лепка, игры с песком. В процессе лечения используется также методика миросозидания. В распоряжение детей предоставляется набор различных предметов - фигурки людей и животных, домики, деревья, автомашины, а также плоский ящик с песком. Из этого материала дети должны построить свой «мир» - город, сцены повседневной жизни, обнаруживая тем самым эмоциональные отношения к людям и предметам. Подобная игра способствует терапевтической переработке душевного конфликта.