Совет 1: Цветок молочай - красивое растение с ядовитым соком

Многие виды молочая пользуются большим успехом у цветоводов за свои декоративные свойства и неприхотливость в уходе. Единственный существенный недостаток цветка кроется в его ядовитом млечном соке. Поэтому любоваться красотой лучше со стороны, а при пересадке и подготовке черенков для размножения нужно пользоваться резиновыми перчатками.
Древнейшее семейство молочайных, родиной которых считается африканский континент, насчитывает несколько сотен видов. Встречаются они в дикой природе в Мексике и центральной Америке. На территории России тоже имеется 160 видов, которые распространены от Средней Азии до Забайкалья. Неприхотливое растение получило широкое распространение в качестве декоративного домашнего озеленения и украшения сада. Виды молочая настолько разнообразны внешне, что далеко не каждый догадается о родстве кактуса и лианы. В зависимости от условий обитания молочай может быть высотой от 10 см до 3 метров.

Что роднит все виды молочайных

Несмотря на внешние различия, все растения семейства молочайных объединяет один признак – млечный сок белого или прозрачного цвета. Однако не стоит относить к этой группе одуванчики. Сок одуванчика совершенно безопасен для человека, а вот молочайный по составу ядовитых веществ занимает 1 место среди представителей растительного мира. В нем алкалоиды, сапонины, гликозиды, ядовитые смолы, токсины, горькие экстрактивные вещества. Млечный сок находится во всех частях растения под некоторым давлением, и стоит только надломить стебель, веточку или лист, как он буквально выплескивается оттуда.

Опасность представляет сок, попавший не только внутрь, но и на поверхность кожи, поскольку он обжигает. При попадании в глаза, млечный сок может на какое-то время лишить человека зрения, а, попав в полость рта и дальше во внутренние органы, он нарушает не только функцию пищеварения, но и вызывает помутнение сознания. Недаром в древности сок молочая называли бесовым молоком. Еще в Древнем Египте молочай активно использовался в качестве лекарственного сырья для лечения головных болей, остановки кровотечения, кожных заболеваний: грибковые поражения, экземы, бородавки, лишай. Но стоило лишь переусердствовать с количеством снадобья, как человек мог впасть в буйство или, напротив, потерять сознание от резкого падения давления.

Молочай в квартире – украшение или опасность?

Есть и другой признак у всех молочайных – форма соцветия. Своеобразное строение цветка обычно окаймляют эффектные кроющие листья. В домашних условиях хорошо себя чувствуют молочай треугольный, похожий на канделябр, молочай беложильчатый в виде пальмы, молочай красивейший, или «Пуансеттия», оправдывающая свое название, зацветая пышным цветом в канун Рождества. Невозможно остаться равнодушным к такой красоте даже людям, не проявляющим особого пристрастия к комнатному цветоводству. Невольно возникает вопрос – стоит ли подвергать себя и остальных домочадцев опасности и заводить дома ядовитый цветок?

Специалисты утверждают, что ничего страшного в содержании такого цветка нет, потому как он не вызывает сложностей по уходу. Главное, купить цветок без повреждений и выделить ему в квартире солнечное место. Обломить нечаянно молочай можно в ходе пересадки, которая требуется 1 раз в 2–3 года, когда предыдущая емкость становится мала. Но эта процедура должна проводиться в резиновых перчатках. Нужно проявить особую осторожность, если в доме есть маленькие дети и животные. Хотя последние зачастую чувствуют опасное растение на расстоянии и попросту к нему не приближаются.

Совет 2: Какие растения опасны для кошек

Когда кошатники заводят дома экзотические растения, а цветоводы — котят, им стоит внимательно отнестись к возможному противостоянию двух своих увлечений. Беда не только в том, что зверек способен опрокинуть горшок или испортить внешний вид листочков, попробовав их на зубок. Многие растения смертельно опасны для домашних любимцев.

Такие красивые листья филодендрона содержат сильную кислоту, которая вызывает жжение слизистой при попытке кошки откусить кусочек. Впрочем, это заодно защитит ее от проглатывания зелени, ведь иначе она способна сильно повредить почкам. Правда, и волдыри в пасти могут обернуться бедой. Эту же опасность несут в себе и листья диффенбахии, причем чуть больший кусочек растения во рту кошки грозит уже спазмом и смертью от удушения. И если любопытный котенок просто поцарапает диффенбахию, ее сок может брызнуть малышу в глазки и повредить слизистую. 

Сок спатифиллума обжигает язык и горло кошки беспечных хозяев и вызывает воспаление желудка. Весьма токсична и прекрасная гортензия, которая содержит ионы цианида. Раскусившей растение кошке грозят боли в животе, сильное расстройство желудка. А возникшие проблемы с сердцем, легкими или почками выдает сильная дрожь животного. 

У азалии ядовиты все части растения. Пострадавшая кошка получит от этого цветка рвоту, судороги, сердечную и почечную недостаточность. Те же неприятности приносят съеденные листья, цветы и луковицы амариллисовых (плюс аллергический дерматит). 

Полезное для людей алоэ обещает вкусившему его сока животному диарею. Молочай, фикус и вообще все эурорбии выделяют млечный сок, который способен вызвать ожоги слизистых и коньюнктивит вплоть до слепоты, а также нервные растройства и сильную диарею. Список потенциально опасных для кошек домашних растений практически бесконечен. В нем и спатифиллум, и монстера, и бегония, и аспарагус, и драцена, и пеперомия, и сансевьера, и узамбарская фиалка, и многие другие.

Что же делать? Во-первых, смириться с тем, что растения нужно держать не там, где хочется, а вне пределов досягаемости ловкого зверька. Никаких подоконников и подставок — только высокие полки и вделанные в потолок крючки. Во-вторых, посадите в паре горшков специально созданные для животных смеси трав. Это может быть овес, пшеница или кошачья мята. В-третьих, важно морально быть готовым к том, что однажды самая воспитанная кошка теряет голову и пробует на вкус запретное.

При первых признаках заболевания отправляйтесь с кошкой в ветеринарную аптеку. Если нет такой возможности, а у кошки нет воспаления во рту — постарайтесь вызвать у зверька обильную рвоту. Впрысните с помощью шприца без иглы ей в горло теплую мыльную воду или равную смесь перекиси водорода с мыльной водой. Подойдет также одна чайная ложка соли или горчицы на стакан  теплой воды. Попробуйте не дать яду попасть в кишечник. Влейте в горло кошки смесь молока, яичных белков и растительного масла. Поможет животному и теплая клизма. Но лучше все эти процедуры доверить специалисту. И не забывайте, что гуляющие свободно на улице коты могут наесться травы, обработанной пестицидами и другими вредными веществами. 

Источники:
  • Ядовитые комнатные растения
  • Молочай: полезные свойства и применение ядовитого растения
  • Молочаи
  • Цветок молочай - красивое растение с ядовитым соком
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500