Оборотные средства сильно ограничены в объеме. Чтобы достичь максимальной эффективности, необходимо тщательно продумывать стратегию их использования. В противном случае можно даже уйти минус. Эффективность определяется количеством сгенерированной прибыли или отношением дохода к расходам. Как правило, для измерения берутся данные за 1 год. На этот процесс очень сильно влияет оборачиваемость товаров (рентабельность и количество продаж).

Чтобы правильно понять мысль, необходимо привести пример. Допустим, есть две сделки. У одной сумма продаж составляет 100 тысяч долларов, рентабельность равняется 50%, а длительность оборота составляет два месяца. У другой сумма продаж такая же, рентабельность 25%, длительность – один месяц. Эффективность использования этих двух сделок будет одинаковой.


Понятие финансового цикла



Финансовым циклом называют период, в течение которого средства, включенные в оборот фирмы, полностью вовлечены и не могут использоваться произвольным образом. Если говорить проще, то финансовый цикл – это промежуток времени, который проходит между оплатой аванса (кредиторской задолженностью) поставщику ресурсов и поступлением средств от покупателей за отгруженную продукцию.

Допустим, вы занимаетесь продажей цифровых телевизоров. Финансовым циклом у вас будет называться период от покупки необходимых материалов для производства техники до того момента, пока торговые площадки не выплатят вам деньги за реализованную продукцию (или просто ее не закупят, зависит от формы сотрудничества).

Отдел продаж использует это понятие для определения эффективности сделки. Финансовый цикл является неплохим инструментом для общения с клиентами, анализа скидок и наценок, а также составления стратегического плана компании.

Использование финансового цикла



Для начала необходимо определить структуру. Какие этапы нужно пройти финансам, прежде чем они вернутся вам в виде прибыли. Например, это могут быть «отправка», «таможенное оформление» или «складирование». То есть, вам нужно расписать все основные затраты.

Затем проанализируйте эффективность каждого отдельного пункта. В частности, обратите внимание на время. Поскольку вывести оборотные средства до завершения цикла нельзя, вам придется оптимизировать работу основных элементов структуры.

Например, у вас есть 5 пунктов в цикле. Каждый из них занимает по 3 дня и увеличивает прибыль на 15%. То есть каждые 15 дней ваш оборотный капитал увеличивается на 15%. А теперь представьте, что вам удалось сократить время каждого пункта на 1 день. Теперь ваша прибыль растет каждые десять дней, а в масштабах фирмы это очень большие деньги.