Совет 1: Как празднуют Пасху в Армении

В Армении Пасха называется «Затик». Предположительно, это слово происходит от слова «азатутюн» - «свобода». Свобода от зла, смерти, страданий, приходящая через Воскресение Христово. В Армении существуют свои традиции празднования Пасхи, основанные на древних апостольских преданиях и народных обычаях.

Когда в Армении отмечается Пасха

Пасха в Армении отмечается по григорианскому календарю. В период раннего христианства было много споров о том, когда праздновать Пасху. На Вселенском соборе в Никее, произошедшем в 325 году, отцы христианской церкви приняли решение: праздновать Воскрешение Христово в воскресенье, следующее после первого полнолуния, наступающего за днем весеннего равноденствия.

Согласно этому указанию, Армянская Апостольская Церковь стала праздновать Пасху в период с 21 марта по 26 апреля. Традиционно пасхальная неделя начинается с Вербного воскресенья. Этот праздник называется в Армении Цахказард – «украшенный цветами», и посвящается он детям, в память о малышах, встретивших Иисуса Христа при въезде его в Иерусалим.

Украшение дома

Согласно древним традициям, перед началом Великого поста армяне изготавливают соломенных кукол – хозяйку кухни бабку Утис и деда Паса. Дед Пас держит в руках 49 нитей, к каждой из которых привязан камешек. Ежедневно обитатели дома отвязывают по одной нити, ведя отсчет дней от первого дня Великого поста до Пасхи.

Помимо Утисы и Паса, армяне изготавливают еще одну куклу, символизирующую удачу и мужское начало – Аклатис. Ее ставят в доме в первый день Великого поста, а накануне Пасхи вешают на пасхальное дерево. Это дерево украшается, помимо кукол, расшитыми пасхальными яйцами. После Пасхи Аклатис забирают женщины и сжигают ее или бросают в воду.

Кухня и традиции празднования

Как и другие христиане, армяне на Пасху красят куриные яйца в красный цвет. Помимо крашеных яиц, на пасхальный стол в Армении подают плов и другие национальные блюда: ахар, ауик, кутап. Кутап – это запеченная в тесте фасоль, ауик - лепешки из белой муки. Ахар – мясное блюдо, изготовленное из петуха или барашка.

В пять часов вечера Великой Субботы происходит обряд Андастан – освещение всех четырех сторон света. По окончании обряда начинается празднование. В ночь с субботы на воскресенье армяне отправляются в церковь, чтобы поприсутствовать на пасхальной службе и на рассвете освятить традиционные кушанья.

В Армении принято праздновать Пасху шумно и весело. Радуясь светлому Воскрешению, люди много пьют, едят, слушают музыку, поют песни и танцуют. Соревнуясь, они разбивают крашеные яйца, принимают участие в играх на природе, разжигают костры, устраивают конные состязания. Словом, делают все, чтобы прославить Христа и возвестить миру о его Воскрешении. В этот день люди здороваются друг с другом, произнося восклицания: «Благословенно Воскресение Христово!».

Совет 2: Как считать, на какой день приходится Пасха

Пасха, один из главных, наиболее почитаемых праздников для христиан. В этот день они вспоминают о подвиге и чудесном воскрешении Спасителя, который претерпел смертные муки за людей, даровав людям надежду на лучшую жизнь после смерти. По давно установившейся традиции Пасху всегда отмечают в воскресенье. Но как вычислить точную дату этого великого праздника? И почему в разные годы эта дата тоже разная?.
Инструкция
1
Пасхальным воскресеньем считается то воскресенье, которое наступает вслед за первым же полнолунием после весеннего равноденствия. Дело в том, что дата этого праздника определяется взаимным положением Солнца и Луны, поэтому существует весьма широкий разброс - от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю. Или, соответственно, от 7 апреля до 8 мая по григорианскому календарю.
2
Но почему вообще стал возможным такой разброс в датах? Неужели нельзя было точно определить, когда именно произошло это событие? Дело в том, что Пасха изначально была иудейским праздником, знаменующим исход евреев, под руководством пророка Моисея из Египта. Согласно древнему иудейскому календарю, Пасху праздновали в четырнадцатый день первого весеннего месяца нисана. Однако из-за того, что каждый месяц у иудеев начинался в новолуние, Пасха выпадала на день полнолуния в марте.
3
Поскольку, согласно христианским канонам, распятие Спасителя произошло накануне иудейской Пасхи (которая, напомним, приходится на разные дни недели), то на вселенском соборе в Никее, состоявшемся в 325 году, было решено: праздновать Пасху в первое воскресенье, наступающее вслед за первым полнолунием после дня весеннего равноденствия.
4
Для того чтобы каждый желающий мог сам вычислить день Пасхи, были составлены так называемые «пасхалии» - специальные таблицы. Можно воспользоваться ими, и заодно подсчитать, на какие даты выпадают другие значимые праздники христиан. Ведь праздник Вознесения Христа отмечается на сороковой день после Пасхи, а праздник Троицы – на пятидесятый.
5
Можете воспользоваться также астрономическим календарем, где приведены фазы Луны на весь текущий год. Вы без труда определите, на какую дату выпадает первый день фазы полнолуния после весеннего равноденствия (21 марта). А уж определить дату воскресенья, ближайшего к этому дню – пара пустяков. Вот это и будет дата Пасхи.
6
Вопросом определения точной даты Пасхи в прежние времена занимались не только священнослужители, но и многие ученые, в том числе всемирно известные. Например, знаменитый немецкий математик Карл Фридрих Гаусс в конце 18-го века разработал формулу для вычисления дня Пасхи. Она довольно объемна. Любой желающий может без труда найти ее в интернете.
Видео по теме
Источники:
  • какого числа пасха 2011 года

Совет 3: Как провести Пасху

Пасха – светлый и радостный праздник. Один из самых главных для Православной церкви. С приходом Пасхи наступает настоящая весна не только на земле, но и в душах людей. Поэтому для многих важно провести этот день среди родных в атмосфере отдыха и любви.
Вам понадобится
  • - крашеные яйца;
  • - куличи;
  • - закуски;
  • - напитки.
Инструкция
1
Пасху можно отпраздновать согласно православным традициям: отстоять торжественную службу, утром угоститься вкусными куличами и яйцами, пригласить родных и друзей в гости.
2
К пасхальному столу приготовьте домашнюю выпечку, заливные блюда, жаркое, традиционные колбасы, борщ. Уделите внимание убранству стола: используйте скатерти, посуду, салфетки в этническом стиле. Это позволит более полно прочувствовать атмосферу святого праздника. На столе создайте различные композиции из крашеных яиц и куличей.
3
Оформите дом цветами, веточками и рожью или пшеницей, специально проращенными в низкой декоративной посудине. Сделайте желтеньких цыплят из ниток и украсьте ими дом. Над входными дверями повесьте венок из трав, ивы, цветов и лент. Это символ воскрешения природы, возрождения окружающей жизни.
4
Любителям природы можно устроить Пасху-пикник. Так вы сможете не только вкусно поесть, но и весело отдохнуть на свежем воздухе. Возьмите с собой традиционные атрибуты праздника: крашенки, куличи, буженину. Либо приготовьте на костре шашлык из рыбы или телятины. Крашеные яйца могут заменить яичные салаты. Запеките на костре овощи и фрукты. К такому способу празднования подготовьтесь заранее. Не забудьте про импровизированную скатерть и салфетки.
5
На Западе Пасху празднуют по-другому, но некоторые обычаи можно перенять. Приготовьте и спрячьте где-нибудь в доме небольшие сувениры для детей, например, в виде яиц. Им интересно будет искать даже пустяковые вещицы.
6
К столу приготовьте цыпленка, кролика или барашка. Помимо куличей испеките пасхальные пироги с фруктами и творогом, плетеный хлеб или фигурное печенье. Украсьте ваш дом первыми весенними цветами, цветными салфетками и скатертями с пасхальными мотивами.
7
Можно устроить фуршет. В этом случае стоит провести праздник не только в кругу семьи, но и вместе со своими друзьями и коллегами по работе. На стол подайте закуски из яиц, например, мини-омлеты или яичные салаты, канапе с домашней колбасой и бужениной. Если вы рассчитываете на большое количество гостей, позаботьтесь о посуде. Не забудьте о напитках.
Видео по теме

Совет 4: Как определить дату Пасхи

Одним из самых великих и почитаемых православных праздников считается Пасха. Праздник связан с ветхозаветным событием освобождения евреев из египетского рабства. Тогда Ангел смерти, умерщвляя младенцев египтян, миновал двери еврейских семей, отмеченных кровью пасхального барана. С тех пор праздник Пасхи стал обозначать переход от смерти к жизни. В современном понимании Пасха – это день воскрешения из мертвых сына Бога. И хотя он посвящен конкретному событию, произошедшему в определенный день, отмечается Пасха каждый год в разные даты, но всегда в воскресенье. В епархии даже есть свой метод ежегодного определения даты Пасхи.
Вам понадобится
  • -лунный календарь;
  • -обычный календарь;
  • -бумага;
  • -ручка.
Инструкция
1
К празднованию Пасхи начинают готовится задолго. Ей предшествуют Прощеное Воскресенье и Великий Пост. Сам же праздник называют Светлым Христовым Воскресением. Значением этого праздника для христиан всего мира является то, что Христос своим воскрешением превратил физическую смерть тела в продолжение жизни. Когда после кончины человек предстает перед Богом, и у него начинается новая жизнь. В этом событии тайной является все, даже то, в какой день его нужно отмечать. Впервые изобрели таблицы для расчета Пасхи во II веке нашей эры. Вот только точными они не были, так как Пасха - праздник подвижный. И двигается он в соответствии с календарем лунным. А уже в 280 году н.э. было решено, что Пасха никак не может быть раньше дня весеннего равноденствия. Поэтому принято считать дату от него.
Для начала берем обычный календарь и по нему ищем день весеннего равноденствия. Так называют день, в котором продолжительность дня и продолжительность ночи - это два одинаковых отрезка времени. Как правило, днем весеннего равноденствия называют 21 или 22 марта.
Как определить <b>дату</b> <strong>Пасхи</strong>
2
Дальше определяется самый ближайший день полнолуния, который следует за днем весеннего равноденствия.
3
Пасхальным воскресеньем всегда будет 7 день недели, следующий за днем полнолуния. Так и получается, что выпадает Пасха чаще всего на первую неделю апреля. Ученые подсчитали и сделали прогноз на самую позднюю Пасху, которая может быть, назвав дату 25 апреля. В этот день мы будем праздновать Воскресение Господне только в 2038 году.
4
Православная и католические Пасхи немного различаются, поэтому либо празднуются в один день, либо католическая на неделю раньше. Связано это с тем, что только Православная церковь отмечает праздник Воскресения Господня по старому календарю. А весь западный мир делает это по новому. И из-за этой разницы празднование Пасхи совпадает в православном и католическом мирах всего лишь раз в несколько лет.

Совет 5: Как вычислить дату Пасхи

Время празднования Пасхи было определено церковью еще в 3-м веке. Четкой, привязанной к одному и тому же дню даты нет, поскольку неизвестно точно, каким именно календарем пользовались иудеи, описывая дни Смерти и Воскресения Иисуса Христа. Поэтому начало Пасхи высчитывают, используя сочетание солнечного и лунного циклов. Причем, даты празднования у католиков, православных христиан и иудеев не совпадают. Кроме того, православная Пасха наступает всегда после еврейской.
Инструкция
1
В России 19-м и в начале 20 века, когда религия в значительной мере определяла жизнь общества, даже неграмотные крестьяне могли без труда определить дату Пасхи. Но поступали они просто: отсчитывали 48 дней от начала Великого Поста, который соблюдали практически все. Сейчас же пользуются только числовыми данными.
2
Исходя из привязки даты Пасхи к дням весеннего равноденствия и полнолуния, для ее точного определения вы должны сначала определить день весеннего равноденствия. Затем высчитываете, когда после него наступает полнолуние. А праздник Пасхи отмечается в воскресенье, следующее за полнолунием. Учеными определено, что самая ранняя дата Пасхи – 22 марта и самая поздняя – 25 апреля по юлианскому календарю, что соответствует у нас, по грегорианскому календарю, периоду с 4 апреля до 8 мая.
3
Поскольку система расчетов даты Пасхи достаточно сложна и требует специальных знаний, вы можете пользоваться пасхалиями – уже готовыми специальными таблицами, которые составлены православной церковью. Их легко найти как в любом храме, так и в интернете.
4
Для определения даты Пасхи в домашних условиях принято пользоваться наиболее простой системой, предложенной немецким математиком Гауссом еще в 19 веке. Чтобы произвести правильный расчет Пасхи, вам необходимо определить значение нескольких математических величин. Обозначим их для наглядности буквами А, Б, В, Г,Д и попробуем высчитать искомую дату на 2012 год. Считайте и записывайте:
5
А равно остатку от деления года на число 19 (2012:19=[17])
6
Б равно остатку от деления года на число 4 (2012:4=[0])
7
В равно остатку от деления года на число 7 (2012:7=[3])
8
Г равно остатку от деления на число 30 выражения 19А+15 ((19х17+15)/30=[8])
9
Д равно остатку от деления на число 7 выражения 2Б+4В+6Г+6 ((2х0+4х3+6х8+6)/7=[3]
10
Вам для расчета нужны значения Г и Д. Если сумма Г+Д меньше числа 9, то Пасху будем праздновать в марте (по старому стилю). Конкретно эта дата высчитывается как сумма 22+Г+Д.
11
Если же сумма Г+Д больше числа 9, то Пасха отмечается в апреле (расчет по старому стилю). В этом случае расчет даты следующий: Г+Д-9.
12
Итак, рассчитывайте дату Пасхи для 2012 года: 8+3-9=2, т.е. 2 апреля по старому стилю, или 15 апреля по новому (2+13).
13
Этот расчет универсален, и только в 2101 году будет несколько изменен: разница между стилями, старым и новым (юлианским и грегорианском календарями), будет составлять не 13 дней, как сейчас, а 14.
Видео по теме
Источники:
  • как рассчитать день пасхи

Совет 6: Как празднуют День Святого Григория, Просветителя Армении

Святой Григорий Просветитель – один из самых почитаемых армянским народом исторических деятелей. Он родился в семье высокопоставленного вельможи Анака Партева, приближенного ко двору армянского царя Хосрова Аршакуни. По наущению персов отец Григория убил царя, после чего попытался спастись бегством вместе со своей семьей. Но беглецов вскоре настигли. Цареубийцу и всех членов его семьи, кроме двухлетнего Григория, казнили.

Каким именно образом спасся маленький мальчик, доподлинно неизвестно. Скорее всего, его спрятали слуги отца, увезя в Кесарию Каппадокийскую. Там Григорий вырос и принял христианскую веру. Чтобы искупить грех своего отца, он инкогнито поступил на службу к царю Трдату III – сыну убитого Анака. Каким-то образом Трдат узнал, что Григорий не только сын его кровного врага, но еще и христианин. В гневе царь приказал заточить Григория в темницу и не давать ему пищи. Но добрые люди тайком передавали узнику еду. Так продолжалось долгих 13 лет (по другим источникам еще больше – 15).

Потом Трдат III тяжело заболел, и Григорий смог вылечить его усердными молитвами. После этого исцеленный царь уверовал в силу христианской религии и крестился вместе со своими подданными. Христианство стало господствующей религией в Армении, а Григорий получил сан епископа – католикоса. Он скончался в 326 году. Именно в его честь Армянская Апостольская Церковь до сих пор носит и другое название – «Григорианская».

День Святого Григория отмечается в Армении 30 сентября. В этот день происходят пышные службы в Ереванском кафедральном соборе и в Эчмиадзинском кафедральном соборе, построенном при жизни и по инициативе Святого Григория. Множество людей посещают темницу, где томился Святой Григорий. Эта подземная тюрьма Хор Вирап (в переводе с армянского языка «глубокая яма», «глубокое узилище») находится на территории монастыря, носящего такое же название. Именно с высокого скалистого обрыва, где расположен монастырь, открывается великолепный вид на священную для армян гору Арарат. Верующие вспоминают о тяжких муках, которые переносил Святой Григорий за долгие годы заключения в подземной темнице, и обращаются к нему с просьбами даровать стойкость и мужество при преодолении разных испытаний.

Верующие также в этот день поминают Святого Григория, совершая жертвоприношения («матах»). Жертвенным животным могут быть бычок, баран, петух или голубь. По традиции мясо жертвенного бычка отваривают и потом раздают в 40 домов, мясо барана – в 7, петуха же делят на 3 дома. Голубя же положено выпустить на волю. Жертвенное животное варят только с добавлением соли, никакие другие приправы не разрешаются. Этот обычай до сих пор очень популярен в Армении, несмотря на то, что многие христианские церкви порицают его, видя в нем пережиток язычества.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500