Совет 1: Что такое правовой прецедент

Правовые исследования отечественных юристов стали больше подвергать анализу понятие правового прецедента и его значимости в правовой системе. Возрастание интереса к данному вопросу объясняется стремлением российских юристов определить и наметить пути и средства возвышения судебной власти.
Инструкция
1
Как источник права прецедент существует с древних времен. Изначально прецедентами являлись устные заявления или решения магистратов. Они являлись обязательными при вынесении решения схожих дел только для самих магистратов, которые их приняли, в течение всего срока занимаемой ими должности.
2
Правовой прецедент имел широкое применение во все времена. Сегодня он является важнейшим источником права в юридических системах Великобритании, Австралии, США, Канады и многих других странах. В России до революции значение правового прецедента было неоднозначным. Одни правовые деятели признавали прецедент в качестве формы права, хоть и как дополнение к основному закону, другие - значимость прецедента, как самостоятельного источника права, отрицали.
3
В ряде стран среди правовых форм важнейшее место занимает правовой прецедент. Зародившись еще во времена рабовладельческого строя прецедент является действием или решением проблемы, которое в дальнейшем в аналогичных условиях рассматривается как некий образец. Таким образом, прецедентное право - это судебный или административный вердикт по конкретному юридическому процессу, который подвержен общеобязательной юридической значимости.
4
Правовой прецедент всегда максимально схож с фактической ситуацией, так как он выработан на основе конкретных случаев и казусов. Есть достаточно много инстанций, которые могут создать прецедент. Как правовой источник прецедент характеризуется гибкостью и противоречивостью, которые обуславливаются тем, что издаваемые одним и тем же органом власти нормативные акты иногда противоречивы. Посему не удивительно, что вердикты разных судебных коллегий по схожим делам имеют значительные отличия. Тем самым определяется гибкость правового прецедента как правового источника.
5
Зачастую, применяя закон, суд не находит правовой нормы для вынесения решения конкретно взятого дела. Основываясь на этом суд не может отказать в рассмотрении данного спора, поэтому опираясь на общие принципы той или иной правовой системы, суд может установить новую норму. Либо грамотно истолковав схожую действующую норму и связав ее с рассматриваемым случаем, положить в основу своего решения - так рождаются новые нормы, применяемые на практике иными судами, приобретая значимую силу и статус правового прецедента.

Совет 2: Англосаксонская правовая система, ее история и некоторые особенности

Англосаксонская правовая система представляет собой совокупность правовых норм, которые характерны для США, Великобритании и других территорий, когда-то объединенных в Британскую Империю. История и особенности этой системы позволяют понять ее влияние на развитие этих стран.

История

Бывшие колонии Британской империи приняли единые правовые нормы, которые объединились в англосаксонскую правовую систему. Сегодня по принципам, которые были сформулированы в английском праве, живет практически треть мирового населения. Это юридическое устройство берет свое начало еще в средневековье, в период норманнского завоевания Англии. В то время создавали законы короли и другие особы, принадлежащие к царской династии. Суды, проводившиеся в столице завоеванной страны, имели королевский статус, старые порядки были замещены норманнами. Именно поэтому решения, которые выносились в этих судах, обладали юридической силой, которую никто не мог оспорить.

Таким образом, при рассмотрении какого-либо случая судьи короля выносили решения, при принятии которого они руководствовались своими правилами. Часто они использовали обычаи, которые не имели в себе юридической части. Решения доходили до других судей, которые должны были руководствоваться такими же правилами. Отсюда берет свое начало прецедент – обязательный образец для других похожих случаев, который помогает решать многие дела.

После того, как произошел упадок феодальной хозяйственной системы, а буржуазия и города начали быстро расти, в историю вошел другой вид права. Его суть в том, что канцлер короля решал споры, которые ранее решались только монархом. Такое законодательное полномочие стало называться правом справедливости.

Особенности

Особенность англосаксонской правовой системы заключается в том, что законодательные нормы состоят их множества прецедентов. Кроме того до сегодняшнего дня основой правовой системы общества Великобритании является законодательство, которое разрабатывается на основании судебных решений. Это отличает ее от континентального права, так как нормы эластичны и не так монолитны.

Нельзя не отметить тот факт, что правовая система Англии никогда не знала многотомных кодексов, которые так характерны для остальной Европы. Все суды, имеющиеся в стране, объединены одной юрисдикцией, поэтому один и тот же суд имеет право разбирать случаи из уголовного, административного, гражданского права и так далее. Иерархия такого законодательного устройства имеет место только между прецедентами, обязательность которых зависит лишь от уровня утверждающего его суда. Высшей обязательной силой обладают решения, которые принимаются Высоким и Апелляционным судом, а также Палатой Лордов.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500