Принципы линейно-функциональной структуры



В структуре предприятия обязательно имеется общий руководитель, под началом которого работают руководители подразделений. Они воздействуют на работников в соответствии с поставленными целями. Руководство высшего звена осуществляет только линейное воздействие на сотрудников. Функциональные начальники оказывают технологическое воздействие. Любой исполнитель может делегировать часть своей работы нижестоящему сотруднику. Таким образом строятся отношения «начальник – подчиненный».

Достоинства и недостатки



Достоинств у данной схемы управления предприятием довольно много. Во-первых, система позволяет сделать руководителей из компетентных в своей области специалистов. Во-вторых, в случае нестандартного происшествия решение принимается и выполняется оперативно. В-третьих, функциональные руководители быстро нарабатывают опыт, соответственно растет их профессионализм. В-четвертых, отсутствует проблема «поиска крайнего», так как за результаты своей деятельности каждый сотрудник несет персональную ответственность.


Недостатков линейно-функциональной структуры предприятия не так много, однако они весьма существенны. Известная проблема состоит в том, что руководитель и его непосредственные помощники перегружены работой, к тому же скоординировать действия всех подразделений достаточно сложно. Линейно-функциональная структура управления эффективно работает на крупных производственных предприятиях, где постоянно выпускается множество однородных продуктов. В таком случае наблюдается существенная экономия на масштабах производства.

Впрочем, бывают ситуации, для которых подобная система способна почти разрушить компанию. Если на рынке сбыта происходит жесткая конкуренция, растут размеры предприятия, внедряются какие-либо технические новинки, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, усложняются внешние и внутренние связи – линейно-функциональная структура будет работать тормозом. Из-за большой разобщенности подразделений, сложности в согласовании их функций и ответственности подобная схема управления становится косной и теряет способность приспосабливаться к новым условиям. Оперативность принятия управленческих решений может сойти на нет из-за споров по поводу приоритетов. В итоге взаимодействие между подразделениями предприятия ухудшается, а коммуникации удлиняются.