Совет 1: Как бороться с нематодой клубники

Нематодами называются микроскопические черви, обитающие на стеблях и корнях садовой земляники и клубники. Обнаружить их удается лишь тогда, когда изменяется внешний вид растения, поскольку эти паразиты нарушают жизненный цикл растения.

Как понять, что на клубнике нематода

Нематода обитает в пазухах листьев и в почках кустов клубники, за один вегетационный период на растении сменяется до 8 поколений червей. На клубнике может обитать несколько видов нематод: самыми опасными являются листовые и почковые, а также галловые нематоды. Передаются они с посадочным материалом, семенами, ягодами, растительными остатками. Опасность нематод в том, что они ослабляют растения, поражая их почки, соцветия и корни, в результате чего растение становится карликовым, его урожайность снижается.

Пораженные нематодой растения видоизменяются: листовые пластинки мельчают, становятся уродливыми, неправильной формы. Листы скручиваются, морщинятся, покрываются бурыми или желтыми пятнами. Еще один признак поражения растений нематодами – изменение внешнего вида побегов, нередко они укорачиваются, утолщаются, происходит их сращение между собой. Цветоносы мельчают, нередко становятся недоразвитыми, принимают неправильную форму, ягоды вырастают мелкими или их не оказывается совсем.

Профилактика от заражения растений нематодой

Увеличение численности нематоды приходится на весенний-летний период, продолжается до конца июля, после чего происходит временный спад активности червей. Есть несколько основных правил, которые позволят избежать заражения сада нематодой:

Для этого нужно соблюдать севооборот, но нельзя высаживать клубнику после лука, картофеля, гороха, свеклы и чеснока – все они также легко поражаются этими вредителями.

На участке, где росли больные растения, нельзя сажать землянику и клубнику в течение двух лет – столько сохраняется нематода в почве.

Не стоит покупать рассаду земляники у случайных продавцов на рынке. Лучше приобретать ее в специализированных питомниках.

Если на участке обнаружились больные нематодой растения, нужно немедленно выкопать их и сжечь за пределами садового участка.

Методы лечения

Существуют некоторые химические препараты для борьбы с нематодой, предназначенные для борьбы с гельминтами («Пиперазин», продается в аптеке), но они могут дать лишь временный эффект, уменьшить численность паразитов. После того, как из яиц выйдут новые черви, процесс продолжится.

Можно воспользоваться методом термической обработки. Для этого нужно выкопать растение, промыть корни от остатков грунта и погрузить вместе с листьями в емкость с горячей водой (+50-55оС). Выдержать растения в таком состоянии нужно в течение 10-15 минут. Этот метод довольно эффективен при посадке рассады на грядки для профилактики распространения заболевания.

Хороший результат дает высаживание на грядке с земляникой рассады бархатцев, календулы и ноготков. Этот способ применяется для снижения численности нематоды. Одновременно можно опрыскивать настоями из этих растений кусты земляники в течение 2 недель ежедневно.

Избавиться от нематоды не так-то просто, гораздо легче проводить профилактику заражения.

Совет 2: Как сажать клубнику семенами

Среди способов получения урожая клубники наиболее трудоемким является выращивание ягоды из семян. Преимущества данного метода очевидны - он позволяет получить новые сорта клубники, когда рассада таковых сортов отсутствует, однако своя специфика у процесса имеется.
Вам понадобится
  • - ящик;
  • - грунт;
  • - семена.
Инструкция
1
Перед тем как сажать клубнику семенами, необходимо приобрести качественный посадочный материал. Будьте готовы к тому, что элитные семена продаются в количестве 3-5 штук, что при отсутствии практики выращивания уменьшает шансы получения урожая. Чем больше в пакете семян, тем выше вероятность их всхожести. Можете высадить в разные концы ящика сразу несколько сортов, впоследствии распикировав их по разным горшкам.
2
Возьмите ящик для посадки, подготовьте грунт. Для того чтобы успеть получить нормальные всходы и вырастить рассаду из семян клубники, высаживайте семечки в землю в начале зимы. Для этого подойдет обычная огородная земля или же садовый грунт, не слишком суглинистый и торфяной. Выложите землю в ящик, не досыпая до краев и слегка увлажните. Разложите семена сверху на таком расстоянии, чтобы будущие всходы не мешали друг другу. Сверху присыпать землей их не нужно. Для создания постоянной влажности и поддержания микроклимата ящик укрывается прозрачным полиэтиленом или стеклом, чтобы лучи солнца могли легко проникать к семенам.
3
Ящик поставьте в такое место, чтобы на него попадало максимальное количество солнечного света. Когда появятся первые ростки, уберите стекло или полиэтилен. Когда на кустиках появятся несколько листьев, пересадите их в индивидуальные торфяные горшочки, в которых они впоследствии будут высажены в открытый грунт.
4
Когда установится теплая погода и кусты подрастут, высадите их на дачном участке. За лето рассада успеет окрепнуть и сформироваться, а на следующий сезон уже даст первые ягоды. Так что на практике вырастить клубнику из семян не так уж и сложно.
Видео по теме
Совет полезен?
Так как спрогнозировать всхожесть и дальнейшую жизнестойкость растений довольно трудно, лучше высадить несколько пакетиков семян. Это позволит избежать той ситуации, в которой в грунт высаживать будет просто нечего.
Источники:
  • семена какие сажать
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500