Совет 1: Кто изобрел глобус

Долгое время человечество колебалось: стоит ли Земля тарелкой на трех китах или, все-таки, согласно мнению прогрессивных умов той эпохи, она имеет форму шара? Но уже в третьем веке до нашей эры, после доказательств, приведенных Аристотелем и Эратосфеном, все сомнения в трехмерности планеты исчезли.

Праглобус Кратета

Первым, кто попытался создать объемную модель Земли, был древнегреческий философ Кратет Малльский. В 150 году до нашей эры он предоставил на суд общества свое виденье мироустройства: на его глобусе два океана делили земную сферу вдоль и поперек экватора, омывая берега четырех континентов.

Глобус не сохранился до наших дней, но гипотеза Кратета была одной из самых авторитетных еще очень долго – более тысячи лет, пока исследования ученых и опыт путешественников не привели картографов к пониманию, что мир выглядит не так схематично. Более четкие представления о границах континентов, полюсах, климатических зонах привели к созданию новой модели Земли.

«Земное яблоко»

Мартин Бехайм был видным ученым в Германии XIV века. Свои знания о мире он черпал у великих астрономов своего времени и в долгих морских экспедициях. Так, в 1484 году он вместе с командой португальских мореплавателей участвовал в путешествии, открывшем миру земли западной Африки. Впоследствии Бехайм получил должность придворного картографа и астронома в Лиссабоне, и именно к нему перед своим главным открытием в жизни приходил за советом Христофор Колумб.

Однажды оказавшись в родном Нюрнберге в 1490 году, ученый познакомился со страстным любителем путешествий и географической науки Георгом Хольцшуэром – членом местного городского совета. Воодушевлённый рассказами Бехайма об африканской экспедиции, чиновник уговорил его приступить к созданию глобуса, на котором будут отображены все все знания современной картографии.

Работа над полуметровым «Земным яблоком», как назвал его ученый, затянулась на долгие четыре года. Глиняный шар, обтянутый пергаментом, был расписан местным художником по картам, предоставленным ему Бехаймом. Помимо границ государств и морей, на глобус были нанесены рисунки гербов, флагов и даже изображения экзотических для европейца африканских аборигенов. Для удобства мореплавателей и путешественников были изображены элементы звездного неба, меридианы, экватор, южный и северный полюса.

Судить о точности этого глобуса не приходится – он был во многом основан на древнегреческих познаниях о мире, из-за чего расположение объектов суши на нем весьма приблизительное. К тому же, по иронии судьбы, ко времени создания этой модели друг Бехайма Колумб еще не вернулся из своей западной экспедиции, так что из всех существующих континентов на глобусе были обозначены лишь Евразия и Африка.

Тем не менее, «Земное яблоко» - уникальный экспонат, представляющий интерес и для историков, и для географов, и для всех, кому интересно приобщиться к средневековой науке. По сегодняшний день глобус Бехайма является главной достопримечательностью Нюрнбержского Германского национального музея.

Совет 2: Кто первым придумал глобус

В настоящее время изучение географии не представляется возможным без использования глобуса. Но немногие знают о том, что этому наглядному макету планеты сегодня уже больше 500 лет.
Инструкция
1
Первый глобус появился в Германии в 1492 году. Изобрел его географ и путешественник М. Бехайм. На нем, конечно, были географические неточности, к примеру, не отображались линии широты и долготы, но все же макет глобуса был настоящим прорывом в данной области знаний.
2
На первом глобусе не было карты Америки в виду того, что Христофор Колумб совершил свое открытие после изобретения макета, который, как говорили его современники, очень повлиял на ход путешествия.
3
Несмотря на средневековье и упадок науки в то время, глобусы прочно вошли в обиход и стали символом просвещенности своих хозяев. С точки зрения картографии изображенные на глобусе карты считаются точными.
4
Глобусы в то время делались из папье-маше, а сверху покрывались гипсом и оклеивались пергаментом. Наибольшей популярностью они пользовались у мореплавателей, после того как Христофор Колумб на практике доказал, что Земля круглая, правда, с небольшой ошибкой, приняв Америку за Индию. Но ход мыслей у него был правильный.
5
В России глобус появился намного позже. В 1672 году его подарили российскому царю Алексею Михайловичу и назвали голландской тыквой. Однако на тот момент он стоял без надобности, ведь в России отсутствовал флот, а путешествиями никто не занимался.
6
В 1713 году царю Петру I немецкий ученый А. Ольшлегель подарил глобус, на котором снаружи была размещена карта Земли, а внутри карта звездного неба. Этот глобус привел в восторг царя и стал одним из первых экспонатов Кунсткамеры в городе Санкт-Петербурге.
7
Большую роль в создании и распространении глобусов сыграл великий ученый М. В. Ломоносов, при котором они стали широко входить в научную жизнь страны. Первый глобус в Российской империи был изготовлен в конце 17 века, его изготовителем считают дьяка Карпа Максимова.
8
Существует так же мнение, что конструкция глобуса была еще известна в античные времена. В летописях можно встретить упоминания о Кратесе Малльском из Пергамы, который пользовался аналогичным устройством еще 2 тысячи лет назад, но это доподлинно не известно, так как не сохранился экземпляр того глобуса. Так что с исторической точки зрения первооткрывателем все же является немецкий ученый Мартин Бехайм.
Видео по теме
Обратите внимание
Первый глобус дожил до наших дней и находится сейчас в музее города Нюрнберга. В последующие годы модель планеты постоянно совершенствовалась в части отображаемых на ней карт, но свою форму глобус не изменял, так как эта форма наиболее точно отображала Землю. Первый глобус М.Бехайма назывался земным яблоком.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500