Противопоставлять человека природе не совсем правильно, ведь он и сам – часть природы и ее создание. И все же по своим взаимоотношениям с окружающей средой люди не похожи ни на одно живое существо. Но и эти взаимоотношения не установлены раз и навсегда – они развивались в течение всей человеческой истории.


Первобытный анимизм




Древний человек обращался с природой чрезвычайно бережно. «Дай коры мне, о береза», – говорит герой «Песни о Гайавате». Эта картина не рождена воображением поэта: древние люди – не только североамериканские индейцы – верили, что все животные, растения и даже камни и горы обладают душой, и обращаться с ними нужно так же почтительно, как с людьми. Ученые называют такое мировоззрение анимизмом (от латинского слова anima – «душа»).



И все же не стоит представлять отношения древнего человека с природой совсем уж идиллическими: первобытный анимизм удерживал от нанесения вреда другим существам лишь до известной степени. Человек мог просить прощения у дерева, но все же рубил его, когда нужен был строительный материал, не охотился для развлечения, но убивал животных ради мяса и шкур. С этой точки зрения он не отличался от других животных: волки убивают зайцев для еды, бобры валят деревья, строя плотины.


Искусственная среда




Как животное человек выглядит удивительно нежизнеспособным: слабые зубы, почти полное отсутствие шерстяного покрова, длительный период взросления. Такое существо могло выжить, только создав искусственную среду. Развитый мозг человека позволил это сделать, но искусственная среда требует на порядок больше ресурсов, чем жизнь в среде естественной.


Например, бобру, чтобы повалить дерево, достаточно собственных зубов, а человеку нужен топор, рукоять которого тоже сделана из дерева. Волку для утоления голода достаточно одного зайца, а человек, чтобы сделать теплую одежду, должен убить больше зайцев, чем может съесть.


Искусственная среда не только требовала ресурсов, она еще и постепенно выводила человека из-под власти естественного отбора: использование огня позволило выживать тем особям, которые в естественных условиях погибли бы от холода, оружие защищало от хищников и т.п. Численность человека росла быстрее, чем количество других животных, что приводило к некоторому нарушению экологического равновесия.


Не сразу это нарушение стало критичным – оно постепенно росло вместе с уровнем технологий. Качественный скачок произошел в 20 веке после научно-технической революции, именно тогда заговорили об уничтожении природы человеком. Появилось даже представление о человечестве как о «раковой опухоли» на теле Земли, которая должна быть уничтожена. Это, безусловно, преувеличение. Не все, что делает человек, вредит природе.


Например, одной из самых вредных отраслей человеческой деятельности считается использование каменного угля в качестве топлива. Но каменный уголь – это углерод, изъятый из круговорота веществ из-за несовершенства древних экосистем. Сжигая его, человек возвращает углерод в атмосферу в виде углекислого газа, который усваивают растения.


Таким образом, взаимоотношения человека с природой выглядели неоднозначно всегда – и в древности, и в современном мире.