Понятие интеллекта ближе всего к понятию мышления. Если мышление – это сам процесс переработки информации мозгом, то интеллект – способность к такой мыслительной работе. Говоря об уровне интеллекта того или иного человека, имеют в виду развитость его мышления.

Понятие эрудиции характеризует уровень и широту познаний человека, тот набор информации, который он смог усвоить в течение своей жизни.


Если сравнить человеческую психику с компьютером, эрудицию можно уподобить файлам, содержащим информацию, а интеллект – операционной системе. Наличие одного далеко не всегда предполагает другое. Например, беспризорник, не имеющий даже базовых знаний из школьной программы, может демонстрировать фантастические интеллектуальные способности, изобретая способы воровства.

Что важнее



Обаяние эрудиции так велико, что его не всегда удается избежать даже великим ученым. Знаменитый изобретатель Томас Эдисон предлагал людям, желающим работать у него, особый тест, составленный им самим. Чтобы пройти тест, надо было обладать весьма широкой эрудицией, ведь он включал вопросы из области географии («Где протекает река Волга»), физики («Кто открыл рентгеновское излучение»), истории («Кто такой Леонид») и даже литературы («Как начинается «Энеида»). Справлялись с задачей и получали работу лишь 35% претендентов.

Человека, обладающего столь широкими познаниями, называют «ходячей библиотекой». Сравнение весьма меткое, ведь в библиотеке книги стоят на полке и ждут, когда кто-нибудь их прочитает. До этого момента все, что в них написано, остается «мертвым грузом». В таком же положении находится информация в памяти эрудита, не отличающегося высоким интеллектом.

Соотношение интеллекта и эрудиции



Мышлению, чтобы оно могло функционировать, необходима информация, которую можно освоить и переработать, поэтому интеллект всегда «голоден» – всегда ищет новых знаний. Развитие интеллекта тянет за собой повышение уровня эрудиции.

Эрудиция же, основанная на пассивном «механическом» запоминании фактов, может обойтись и без развитого интеллекта, поэтому развитие его она не стимулирует.

Об этом необходимо помнить родителям, которые стремятся «заложить» в ребенка как можно больше информации. Пока ребенок маленький, его «энциклопедические познания» будут позволять хвастаться перед знакомыми, но в дальнейшем не помогут ни в школьном обучении, ни в жизни.

Давать ребенку знания нужно, но пополнение информационного багажа должно сопровождаться играми и занятиями, направленными на развитие мышления. Эрудицию же человек с развитым интеллектом расширит и углубит самостоятельно.