Совет 1: Как сделать компостную яму своими руками

Экологически чистая продукция становится все популярнее. Даже удобрения люди предпочитают использовать в основном органические, то есть экологически чистые. В первую очередь к ним относятся навоз и компост.
Органические удобрения не все одинаково доступны. Навоз получать в количестве, достаточном для удобрения участка, возможно только в том случае, если есть возможность содержать скот. Иначе навоз остается только покупать. Намного проще дело обстоит с компостом. Соорудив на участке компостную яму, можно организовать получение прекрасного высокоэкологичного первосортного удобрения. Кроме того, правильно подготовленный компост исключает попадание в него яиц гельминтов, которые нередко попадаются в навозе.

Что нужно для компостной ямы

Компост представляет собой продукт, полученный в результате естественной переработки растений. Для небольшого стандартного участка вполне подойдет яма с объемом полтора квадратных метра. Набор необходимых для подготовки ямы инструментов имеется на участке каждого уважающего себя огородника – это штыковая лопата, укрывной материал (например, старая пленка) и ножовка по дереву.

Для укрепления краев вырытой ямы подойдут доски, куски шифера, можно использовать кирпич. Расположить компост следует в укромном месте участка и таким образом, чтобы ветер не доносил до вас ароматы гниющей массы. Не стоит устраивать сооружение поблизости от плодовых деревьев – они могут погибнуть от такого соседства.

Как устраивать компостную яму

Сделайте на земле разметку для будущей компостной ямы и на пол-лопаты снимите дерн по всему периметру. Сильно вглубь копать не надо – это приведет к постоянному накапливанию дождевой воды, что будет тормозить процессы гниения. По краям снятого дерна зафиксируйте деревянные колышки. Их вколачивают вглубь, после чего к ним прибивают доски. Получится нечто вроде песочницы, но заполнять ее надо не песком, а растительными остатками.

Для компоста можно использовать скошенную траву, листья, ботву, сгнившие корнеплоды. Подойдут сырые фрукты, злаки, ветки, опилки и даже мелкие куски бумаги. Не следует бросать в компост кости, ботву картофеля и помидор, экскременты домашних животных и неорганический мусор.

При заполнении главное – сваливать растительные остатки в как можно большем количестве, но трамбовать их не следует, потому что получится силос. При правильной укладке компост будет немного возвышаться над краями досок. Если лишних досок на участке нет, можно просто формировать кучку и обкладывать ее по краям кусками шифера или резиновыми ковриками. При сухой погоде будущий компост надо полить.

В заключение яму надо укрыть пленкой или другим укрывным материалом – это поможет создать парниковый эффект. Процесс естественной переработки содержимого компостной ямы займет полтора-два года.

Совет 2: Как сделать компостную яму

Компост – самое дешевое и при этом наиболее полезное удобрение для приусадебного участка. Компостирование представляет собой ускоренный процесс разложения органических отходов, при котором создается необходимая температура и влажность для активного размножения бактерий. Они перерабатывают отходы, превращая их в ценную подкормку для цветов, овощей, ягод и т.д. Однако компостная яма на даче нужна не только для «приготовления» удобрений: в этом садовом сооружении поселяются разнообразные насекомые-вредители, которые при разбрасывании компоста на участке погибают вместе со своими личинками.
Вам понадобится
  • - лопата,
  • - грабли,
  • - крышка,
  • - органические отходы для приготовления компоста,
  • - мыльная вода,
  • -листья,
  • - ржавые металлические предметы.
Инструкция
1
Место для компостной ямы следует выбирать на ровной и не заболоченной территории. Требуется, чтобы в яме не застаивалась вода: повышенная влажность мешает доступу кислорода. Отходы, конечно, лучше «складывать» в самом дальнем углу сада, однако стоит учитывать, что к компостной яме необходим быстрый удобный доступ. Желательно проложить к яме ровную дорожку, чтобы выносить компост как ведрами, так и на тачке.
2
Для создания компоста необходимо выкопать яму размером метр на метр и глубиной не более 20-25 см. Рекомендуется накрыть яму крышкой, которая предотвратит пересыхание, распространение неприятных запахов и растаскивание мусора птицами и зверями. Для удобства использования в крышке можно проделать люк.
3
На дно компостной ямы следует уложить толстым слоем опавшие листья, к которым сразу можно подмешать «пищевой» мусор. На все это надо насыпать слой земли, который стоит прикрыть еще одним слоем листвы. Затем опять необходимо насыпать землю, можно с добавлением ржавых железных предметов (железо полезно для растений).
4
Для дальнейшего компостирования подходят органические отходы с кухни и грядок (очистки, кости, сорняки, гнилые плоды и т.д.), а также пепел, песок, торф, кора, ветки даже водоросли и ил. Для увеличения содержания в компосте фосфорных соединений, которые любят растения, нужно время от времени выливать в яму мыльную воду. Компост быстрее «созревает», если периодически его перемешивать: кислород при рыхлении начинает поступать активней, и разложение отбросов ускоряется.
Видео по теме
Обратите внимание
В компостную яму нельзя выбрасывать неорганический мусор (полиэтиленовые пакеты, стекло и т.п.), ведь он практически не поддается разложению.
Совет полезен?
Идеальная компостная яма состоит из двух отделений, каждое из которых имеет объем около кубометра. Одна часть будет содержать компост для использования в настоящее время, во второй будет постепенно формироваться новый.
Источники:
  • О ведении приусадебного участка своими руками
Как быстро сделать компост
Связанная статья
Как быстро сделать компост
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500