Как устроен парашют



Современный парашют состоит из огромного купола из специальной легкой ткани, подвесной системы, малого вытяжного парашюта, ранца, сумки и формуляра. Из курса физики средней школы известно, что тело, сброшенное с высоты, падает вниз. Однако присоединение парашюта способно во много раз уменьшить скорость падения. Причиной этому является сила сопротивления воздуха, возникающая при падении раскрытого купола парашюта.

Эту силу легко ощутить, если быстро опустить к земле раскрытый зонт. Заметно, что при постепенном опускании сила сопротивления слабее, а при резком - больше. Величина силы сопротивления пропорциональна площади купола. Именно купол является несущей частью парашюта и снижает скорость падения до безопасного для приземления значения. Особое значение придается правильному складыванию парашюта. Ведь он должен умещаться в компактный ранец и легко раскрываться без малейших замятий. Изобрел ранцевый парашют русский инженер Котельников Г.Е. в 1911 году.


Современная конструкция



Размеры и форма купола современных моделей парашюта могут быть самыми разными в зависимости от назначения. В военной авиации эксплуатируются в основном куполы круглой или квадратной конфигурации.

В качестве материала для купола используется прочный и легкий шелк или хлопчатобумажная ткань. Круглая форма купола достигается сшиванием множества клиновидных полотнищ. Их количество может достигать 28 штук, а в случае запасных или спасательных моделей – 24 штук. При этом каждое из них тоже состоит из двух или трех клиновидных полос. В центре остается круглое окно — полюс, служащий для компенсации динамического толчка при раскрытии купола и повышения устойчивости при движении.

В куполах квадратного типа полюсного отверстия не делают, а стабилизация парашюта при движении вниз достигается посредством скошенных углов купола. Количество строп для присоединения купола к подвесной системе определяется количеством клиновидных полотнищ.

Материалом для строп служит шелковый или хлопчатобумажный трос сечением 4-6 мм. Такой трос может выдержать груз в 120-150 кг. Подвесная система оснащается лямками. Крепление лямок к стропам выполняется с помощью металлических полуколец. При этом длина строп составляет приблизительно 6,5-6,7 м. Собственно, подвесная система и надевается на корпус парашютиста. При раскрытии купола именно она равномерно распределяет силу динамического удара, тем самым предохраняя тело парашютиста от травм и повреждений.