Все начинается с пеленок


Когда малыш только родился, родителям может казаться, что кроме как есть и спать, ему ничего не требуется, а о том, чтобы помочь овладеть речью, как-то вообще не думается. На самом деле развитие речи начинается с самых первых дней жизни, ведь малыш уже все слышит и неплохо видит на близком расстоянии. Разговаривая с ребенком, вы даете толчок для развития речевых навыков. Говорите как можно чаще, комментируйте каждое свое действие, пойте песенки. При этом желательно, чтобы ребенок видел, как двигаются ваши губы, какие эмоции выражает ваше лицо при произнесении того или иного слова.


Важный вклад в развитие речи вносит развитие мелкой моторики рук. Движения кистей и в особенности пальцев воздействуют на часть головного мозга, отвечающую за речевое развитие. Именно поэтому с самого рождения нужно играть с ребенком в пальчиковые игры, делать массажи и упражнения, при которых задействуются пальцы рук.



Развитие речи в дошкольном возрасте


Чтобы научить ребенка говорить, как только он выйдет из младенческого возраста, необходимо расширить его круг общения. Лучше всего, если малыш будет общаться с ровесниками. Такое общение можно получить на детской площадке, но еще лучше походить с ребенком в какой-нибудь развивающий детский центр. Здесь опытные педагоги научат детей контактировать друг с другом и покажут множество интересных и полезных игр. В свободное время ходите с малышом в гости к родственникам и друзьям: чем с большим количеством людей будет контактировать ребенок, тем лучше для развития речи.


Не переставайте уделять внимание развитию мелкой моторики. Начиная с 1,5 лет, с ребенком нужно рисовать и лепить: в процессе лепки и рисования мелкая моторика задействуется особенно активно. Когда заметите, что ребенок перестал тащить в рот все подряд, полезно будет поиграть с какими-нибудь мелкими предметами – пуговицами, монетками, бобами, крупами.


Речевому развитию очень хорошо способствует чтение. Купите детские книги с яркими картинками и несложными текстами и читайте ребенку. Примерно с двух лет дети способны запоминать небольшие простые четверостишья, например такие, как у А. Борто. Стихи хорошо развивают не только речь, но и память. С той же целью рассказывайте ребенку сказки, по ходу повествования делайте паузы, чтобы малыш мог продолжать рассказ сам.


Занимаясь с ребенком речевым развитием, помните, что дети начинают говорить в разном возрасте и по-разному. Кто-то постепенно разучивает одно слово за другим, а кто-то долго молчит, зато сразу начинает говорить предложениями.