Совет 1: Как помочь ребенку овладеть речью

Для того, чтобы ребенок быстрее и легче овладел речью, ему необходимо помочь при помощи нехитрых занятий и упражнений, которые можно начинать применять уже с самых первых дней жизни

Все начинается с пеленок


Когда малыш только родился, родителям может казаться, что кроме как есть и спать, ему ничего не требуется, а о том, чтобы помочь овладеть речью, как-то вообще не думается. На самом деле развитие речи начинается с самых первых дней жизни, ведь малыш уже все слышит и неплохо видит на близком расстоянии. Разговаривая с ребенком, вы даете толчок для развития речевых навыков. Говорите как можно чаще, комментируйте каждое свое действие, пойте песенки. При этом желательно, чтобы ребенок видел, как двигаются ваши губы, какие эмоции выражает ваше лицо при произнесении того или иного слова.


Важный вклад в развитие речи вносит развитие мелкой моторики рук. Движения кистей и в особенности пальцев воздействуют на часть головного мозга, отвечающую за речевое развитие. Именно поэтому с самого рождения нужно играть с ребенком в пальчиковые игры, делать массажи и упражнения, при которых задействуются пальцы рук.


Развитие речи в дошкольном возрасте


Чтобы научить ребенка говорить, как только он выйдет из младенческого возраста, необходимо расширить его круг общения. Лучше всего, если малыш будет общаться с ровесниками. Такое общение можно получить на детской площадке, но еще лучше походить с ребенком в какой-нибудь развивающий детский центр. Здесь опытные педагоги научат детей контактировать друг с другом и покажут множество интересных и полезных игр. В свободное время ходите с малышом в гости к родственникам и друзьям: чем с большим количеством людей будет контактировать ребенок, тем лучше для развития речи.


Не переставайте уделять внимание развитию мелкой моторики. Начиная с 1,5 лет, с ребенком нужно рисовать и лепить: в процессе лепки и рисования мелкая моторика задействуется особенно активно. Когда заметите, что ребенок перестал тащить в рот все подряд, полезно будет поиграть с какими-нибудь мелкими предметами – пуговицами, монетками, бобами, крупами.


Речевому развитию очень хорошо способствует чтение. Купите детские книги с яркими картинками и несложными текстами и читайте ребенку. Примерно с двух лет дети способны запоминать небольшие простые четверостишья, например такие, как у А. Борто. Стихи хорошо развивают не только речь, но и память. С той же целью рассказывайте ребенку сказки, по ходу повествования делайте паузы, чтобы малыш мог продолжать рассказ сам.


Занимаясь с ребенком речевым развитием, помните, что дети начинают говорить в разном возрасте и по-разному. Кто-то постепенно разучивает одно слово за другим, а кто-то долго молчит, зато сразу начинает говорить предложениями.

Совет 2: Как научить ребенка понимать слова

На втором полугодии жизни ребенок начинает учиться понимать слова. В это время он получает информацию только от родителей. Задача взрослого – запастись терпением и помочь малышу овладеть всем многообразием языка.
Инструкция
1
В первые месяцы жизни у ребенка развивается пассивное владение словом. Это значит, что он понимает обращенные к нему слова. Активное владение речью развивается позже, когда возраст малыша приближается к году.
2
Старайтесь как можно чаще разговаривать с ребенком. Речь должна быть спокойной и отчетливой. Улыбайтесь малышу, пытайтесь заинтересовать его речью. Впоследствии ребенок начнет подражать вам, пробуя повторить отдельные слова. Поэтому не стоит сюсюкать с детьми, имитируя их невнятную речь, в этом случае обучение будет бессмысленно.
3
Во время разговора показывайте ребенку предметы, которые могут заинтересовать его, и произносите их название. Это могут быть игрушки, какие-либо личные вещи родителей, к которым малыш выказывал свой интерес (мамина заколка, папин галстук). Важно, чтобы ребенок соотносил само слово и предмет, который оно обозначает.
4
Если вы будете регулярно упрашивать ребенка «Скажи – кукла», это не принесет желаемого результата. Чадо сможет повторить сказанное вами слово, однако не соотнесет его с обозначаемой им вещью.
5
Как уже было сказано, в первые месяцы ребенок является пассивным участником разговора. Показывайте ему предметы в комнате, объясняйте, как они называются. Примерно к полугоду ребенок на вопрос «Где часы?» должен поворачивать голову в сторону искомого предмета.
6
Примерно к девяти месяцам малыш должен знать основные понятия, связанные с его распорядком дня. Он совершает требуемые действия, когда родители говорят ему «садись», «ешь», «дай игрушку». Для того чтобы ребенок понимал эти слова, маме и папе необходимо регулярно повторять ребенку эти фразы и помогать ему выполнить то, что от него просят.
7
В возрасте десяти-одиннадцати месяцев пора начинать играть с ребенком в пальчиковые игры, такие как «Сорока-белобока» и прочие. При декламировании стихотворения поочередно загибаются пальчики на руках ребенка, что стимулирует развитие речи и мелкой моторики.

Совет 3: Интересные загадки для развития логики у детей

Загадка - одна из древнейших форм устного народного творчества, способствующая развитию логического мышления у детей. Также использование загадок в процессе игры помогает улучшить память ребенка и активизирует интерес к родному языку.

Интересные загадки для развития логики у детей



Народный фольклор оставил русскому языку великое наследие – загадки. В современной логопедии их достаточно часто используют на занятиях по устранению речевых нарушений и активизации словесно-логического мышления. Загадки помогают овладеть основными приемами логического мышления, то есть ребенок начинает учиться формировать понятие, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать. Родители могут самостоятельно ввести в процесс воспитания игры с загадками, однако это требует определенных знаний устройства детской психики и мышления. В зависимости от возраста ребенка, вы можете предложить ему разные типы логических загадок.

Логические загадки для детей младшего возраста



Ребенок 3-4 лет уже способен разгадывать несложные загадки, так как у него есть понятия о вкусе, цвете, величине предметов. Словарный запас детей младшего возраста включает, как правило, значительное количество прилагательных и глаголов. Лучше знакомить малыша с загадками в игровой форме, когда вы находитесь на улице или дома. Содержание загадки должно быть максимально простым, описывать знакомы окружающие предметы. Разделите загадки по категориям: цветы, фрукты, птицы, насекомые, животные, одежда, игрушки и т.д. Далее работает только ваша фантазия. Например, «жужжит и больно кусается (оса)», «желтая серединка и белые лепестки (ромашка)», «стучит носом по дереву и живет в лесу (дятел)», «круглый и скачет высоко (мячик)» и др. Подобные загадки-описания помогут ребенку научиться слушать и грамматически правильно оформлять речь. Впоследствии можно переходить к более сложным загадкам.

Логические загадки для детей среднего возраста



В возрасте 5-6 лет у ребенка активно развивается фонематический слух, то есть появляется способность разделить слово на слоги, выделить в группы похожие по фонетическому составу слова, правильно подобрать рифму. Поэтому лучше предлагать загадки, предполагающие поиск рифмы в качестве отгадки. Предварительно стоит попробовать поиграть с ребенком в игры-рифмовки или описать предмет, на основе которого строится загадка. Вот некоторые примеры загадок-рифмовок: «Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, если я ... (капуста)»; «Зимой на ветках яблоки. Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это ... (снегири)»; «Этот зверь лесной, в серой шубе меховой. Зубами щелк! Так это ... (волк)»; «Прозрачные крылья, большие глаза. Хвост длинный. Она... (стрекоза)» и др.

Логические загадки для детей старшего возраста



Детям старшего возраста предлагают загадки, которые строятся на полноценном сравнении и сопоставлении. Это будет способствовать поиску общих и различных признаков между предметами. Однако в 6-7 лет ребенку еще трудно проводить сложные аналогии. Следует обязательно учитывать индивидуальные психологические способности и возможности детей. Если вы самостоятельно не можете подобрать загадку, обратитесь к многочисленным сборникам по этой теме. Например, «1000 загадок» авторов Н.В. Елкиной, Т.И. Тарабариной. Загадки более сложного уровня помогут подготовить вашего ребенка, в том числе, и к обучению в школе.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500