Общие рекомендации детских специалистов родителям в этом вопросе таковы:- если ребенок не говорит отдельные слова в год, это не беда;- если молчит в два года – нужно уже задуматься и проконсультироваться;- не заговорил в три года – бейте тревогу, бегите к невропатологу, ищите дефектолога, логопеда, обязательно проверьте слух ребенка. Становление звукопроизношения обычно заканчивается к шести годам. То есть, ребенок должен прийти в школу, обладая развитой речью, без дефектов в произношении звуков. Причины речевых проблем могут быть биологической или социальной природы. Органические нарушения возникают в результате поражения некоторых отделов головного мозга. У таких детей кора головного мозга недостаточно зрелая, имеются отклонения в строении органов вентиляции, голосовых и дыхательных систем. Причины таких нарушений - травмы, интоксикации, генетические заболевания. Социальные причины нарушенного произношения выражаются в педагогической запущенности, стрессовой обстановке, психических заболеваниях, в эмоциональной депривации, возникающей при недостаточности общения с матерью и близкими людьми.Ведущую роль для овладения правильным звукопроизношением играет слух. Различение всех звуков родной речи на слух доступно уже двухлетнему ребенку. К 3-4 годам он уже улавливает на слух различия между собственным неправильным произношением звука и то, как произносят его взрослые люди. Именно это заставляет малыша подтягивать свое произношение к идеалу. Поэтому ребенку очень важно слышать грамотную, правильную речь окружающих. Именно такая речь способствует нормальному речевому развитию. Родителям нужно постараться создать такие условия, чтобы ребенок слышал правильную речь чаще, чем дефектную. Также причинами невнятной речи может быть слабость мышц языка и губ. Ребенок не может выполнять ими точные целенаправленные движения. В таких случаях необходимо заниматься речевой гимнастикой, развивать мелкую моторику. Короткая подъязычная уздечка или высокое нёбо тоже могут являться причиной неправильного произношения. Все эти проблемы нужно решать вместе с логопедом, дефектологом, психологом. Чем раньше выявиться причина, тем скорее будет найден выход из этой непростой ситуации. Задержка развития речи не позволяет ребенку полноценно общаться со сверстниками, ухудшает эмоционально-психическое состояние. Специалисты помогут определить причину речевого недоразвития, подскажут, на что обратить внимание при ежедневном общении с малышом.